Skip to main content

Как лазить альпинистские маршруты быстрее — 3

Первая часть, вторая часть.

Продолжаю упорно разбирать по косточкам из чего состоит быстрое прохождение маршрутов. Впервой части были самые тяжёлые факторы, которые могу стоить холодной ночёвки, отступления или спасработ. Во второй — факторы, влияние которых измеряется часами на однодневном маршруте.

Втроём с одновременной страховкой на Тупой

В этой статья обсуждаются факторы, влияние которых находится в пределах от десятков минут до часа. Это тоже важно, потому что разница в пол часа может стоить неприятной ночи или травмы. Например, важно проскочить начало маршрута в ледниковых горах до рассвета, чтобы не получить камнем, важно успеть просмотреть спуск с вершины до сумерек. Десять минут тоже бывают крайне важными. Вот здесь мы не ночевали на вершине, потому что я успел перед закатом просмотреть ключевой участок спуска.

10. Тактика

Речь, конечно, об однодневном маршруте без ИТО, для многодневного маршрута этот раздел был бы в первой статье.

Бери оптимальное количество снаряжения. Если страховки слишком мало, будешь лезть медленно и осторожно. Слишком много — тоже плохо, потому что его тяжело нести, долго закладывать и собирать, легко терять. При движении с одновременной страховкой выгодно иметь немного больше оттяжек и петель, потому что смены получаются длиннее.

Молоток и крючья — для тяжёлых или страшных/опасных мест: ключ, долго точек не было, разрушенные скалы, и т.п. Крючья долго забивать и выбивать. По возможности, используй френды вместо крючьев и стопперов, это сэкономит несколько минут на каждой верёвке, на 10 верёвках выйдет пол часа.

Если решено молотки не брать, рекомендую иметь 3-4 микрокама (диапазон от 7 до 18 мм) — они лёгкие, компактные и их быстро устанавливать. На второй половине верёвки — неплохие точки страховки, потому что фактор рывка меньше. Не подходят как единственная точка страховки, если её отказ приведёт к тяжёлым последствиям (станция, над полкой, точка после большого участка без страховки и т.п.).

Страховаться надо рационально, а не каждые N метров. Чаще на трудном, реже на простом, ставить точки перед трудным местом а не на самом трудном участке, если без этого можно обойтись. Если видно, что на ключе нужна точка, перевесь подходящий кам поудобнее, чтобы его можно быстро использовать (на петельку через плечо, или первым на полочке с нужной стороны).

Спрямляй линию верёвки, если возникла хоть тень сомнения в том, что верёвка будет легко идти. Без «трактора» легче лезть, меньше нагрузка на точки при срыве. Чтобы не было трактора, нужны длинные оттяжки и петли. На маршруты с длинными участками трудного лазания я беру 6 оттяжек по 25 см и 6 традовых оттяжек длиной 60 см. Кроме того, несколько 120-см петель с карабинами и станционные петли. В идеале, конечно — ещё двойная верёвка. Важно уметь её правильно вести — этому надо уделять внимание.

Обращай внимание на скальные блоки и трещины, в которых может заклиниться верёвка. Клин верёвки — от 2-3 до 30 минут потерянного времени. Если есть подозрение на возможность заклинивания — поставь направляющую верёвку точку. Например: поворот вправо и подозрительная щель — поставь на перегибе точку подальше слева.

Длина верёвки может ускорить или замедлить. Универсального ответа нет. На старых маршрутах между станциями может быть по 40 метров. Даже 60-метровая верёвка будет отчасти мёртвым грузом и к вершине однодневного маршрута наберётся 20 минут перебирания верёвки на станциях. С другой стороны, если на маршруте нет станций и много относительно простого чистого рельефа, то 70-ка может экономить одну верёвку на каждых шести-семи.

При хождении в двойке с одновременной страховкой на скальном рельефе максимальная длина верёвки 30-40 м, это предел слышымости и приемлемого трения, поэтому 50-м верёвка — рациональный выбор. В тройке (последовательно) с 60-м верёвкой будет удобно.

Маршрут с одновременным/попеременным лазанием и пешеходным спуском — одинарная 60-м верёвка оптимальна

Что делать если места для станции нет? Самым быстрым и безопасным решением будет подлезть с одновременной страховкой до места, где станцию сделать получится. Необходимо известить второго. На снегу можно сделать приемлемую станцию, если закопать рюкзак, ледоруб, ледорубный крест или выкопать лунку и сесть в неё. На скалах можно накинуть верёвку на выступ и придерживать её второй рукой, или расклиниться ногами в камине. На льду или мёрзлом торфе/конгломерате — вбить ледовые инструменты. Аксиома: на слабых станциях страховать с себя а не со станции: через тело, без страховочного устройства, чтобы страховка была динамической.

На однодневном маршруте первый должен лезть без рюкзака. А у второго под весом рюкзака не должны подгибаться ноги. Оптимизируй рюкзак, штормовой комплект, ботинки, кошки, питьевую систему в сторону минимального веса при сохранении функционала.

11. Полезные привычки

Просматривай рельеф над головой на предмет возможной страховки. Страховаться нужно когда есть возможность, а не когда уже припёрло — народная мудрость. Чувствуешь, что впереди трудно — поставь точку. Первая — плохая? Поставь вторую! 15 метров не было точек на простом рельефе, а впереди трудное — заложи сразу две хороших точки. Для быстрого движения важен психологический комфорт. Проверяй стационарные крючья молотком. Оценка на глаз ошибочна с вероятностью 80% даже у опытных альпинистов. Нашёл стационарное место для станции  — сделай станцию, не изобретай велосипед, потому что дальше потратишь пол часа, собирая станцию в неудобном месте.

12. Коммуникация и взаимопонимание с напарником

Хороший, проверенный напарник и устоявшаяся коммуникация в связке — залог успеха. Первый определяет стиль, второй — время. Эффективный сбор точек — вопрос умения и снаряжения. Если цели пролезть чисто обоим не стоит — пусть второй зависает на страховке при сборе снаряжения и готовит его для передачи первому (сложить петли, сделать традовые оттяжки и т.п.). Нужно понимать свою функцию — не страдать, пролезая чисто, а нестись изо всех сил наверх всеми доступными способами.

13. Хорошая физическая форма

Регулярные беговые тренировки нужны, чтобы было легче на подходе и меньше уставать на маршруте. Если колени начали ограничивать — заменить плаванием. На подходе не торопиться, чтобы не нужно было отдыхать под началом маршрута, не выпотеть два литра воды и т.п. Сэкономленные 20 минут на двух часах подхода скажутся негативно на маршруте.

14. Снаряжение

Должно быть в порядке, в необходимом и достаточном количестве. Перед маршрутом принять решение — налегке или нет (одинарная или двойная верёвка, нужен ли синий кам, 12 или 10 оттяжек, и т.п.), с ИТО или классически? Правильный выбор — осведомлённый. Если маршрут глубоко в пределах возможностей — иди максимально налегке. На фонарике не экономь вес — у каждого должен быть.

15. Одежда

Слышал цитату чью-то: «Альпинизм — это непрерывный процесс переодевания». Такая ситуция устарела навсегда, если для вас это так — стоит сменить одежду. Летом в Альпах и на Кавказе на маршрутах без ночёвки идеально иметь ветроустойчивый безмембранный софтшел, и тёплую термофутболку с длинными рукавами. Это позволяет лезть в максимально широком диапазоне температур с ветром и без. Экспозиция стены сильно влияет на комфорт. Юг — может быть сковородка, или комфортное тепло, север — чаще всего дубак. Проверьте направление ветра в прогнозе, уточните на какой высоте над уровнем поверхности ветер.

Тёплое термобельё, тонкая флиска и софтшел — от 3000 до 4500, с утра до вечера, без переодевания. В карманах софтшела еда на весь день, GPS, фонарик, телефон

16. Еда

Это большая тема, и во многом индивидуальная. Для альпинизма изучена меньше, чем для других видов спорта. Можно ориентироваться на марафоны. Крепко поесть вечером (макароны), умеренно утром. Через 2 часа после начала подхода желательно начать каждый час подъедать что-то сладкое, по ~100-120 ккал. При попеременном движении может быть что-то потяжелее, при одновременном — только сладкое/гели. Важно не допускать «истощения батареек». У каждого свой индивидуальный порог, зависит от индивидуальной физиологии и степени тренированности.

В воду обязательно добавлять изотоник. Это критически важно, если вода из ледника. Перед и после маршрута можно съесть BCAA — перед поможет начать, после — поможет быстрее восстановиться. Зимой нужно добавить чего потяжелее: шоколад, пачку копчёных сосисок и т.п. Кусок хлеба с мясом зимой — отлично, кусок пирога летом — замечательно! Гели и батончики через пол дня будут невыносимы, а через сутки на фоне обезвоживания вызовут адский понос. Для упаковок от гелей возьмите кулёчек, а то все карманы будут липкие.

Перед выездом на месяц

Не лишним будет помнить, что шоколад летом плавится, а зимой о него и большинство батончиков можно сломать зуб — прецеденты есть. Ореховые батончики и твёрдые мюсли могут царапать дёсны, которые на второй день восхождение воспалятся.

Количество воды индивидуально. Нужно знать сколько надо тебе и не носить меньше. Начинать экспериментировать безопаснее с бОльшего количества. Летом на 2-3 тыс. м я бы брал по 0.5 л на полуторачасовый подход на человека и 1.5-2 л на маршрут (7-8 часов) для двоих.

На длительные выезды хорошо брать поливитамины.

17. Дюльферы

Моё проклятье — дюльферять и спускаться лучше, чем лезть вверх (иногда даёт сбой). Хорошее время для спуска двойки по стационарным станциям на чистой скале ~8-10 минут на 50-м дюльфер со сдёгриванием. Дюльфер по пологому замедляет в несколько раз, свои станции — ещё на 5-7 минут на каждую. Оптимизируй и отработай схему с напарником: изучи технику, отработай на скалах с промежуточной станцией, проработай на простых маршрутах сброс верёвки на вертикальном и пологом рельефе, распутывание верёвки во время спуска. Зависание первого на схватывающем потребуется многократно на каждом пологом дюльфере! Отработай укрепление станции. Перед восхождением изучи линии спуска не только своего, но и соседних маршрутов, расположение станций, характерные элемента рельефа для ориентирования. Во время восхождения поглядывай вниз на ключевые ориентиры и запоминай, сверху они выглядят совершенно иначе, чем снизу или вообще другие.

Всё должно происходить динамично и по возможности параллельно: приехал, добил крюк, стал в него на самостраховку, освободил верёвку, привязал к себе конец, крикнул второму, он начал дюльферять, ты в это время сделал/проверил/укрепил дюльферную станцию, пристраховал конец верёвки к станции, продел сдёргивающую верёвку в петельку/кольцо/рапид, распутал конец, который пойдёт вверх, освободил место для второго, чтобы он смог быстро стать на самостраховку — к моменту приезда второго всё готово к сдёргиванию и протягиванию верёвки через дюльферную станцию. Второй освободил верёвку и стал устойчиво — один сдёргивает верёвку, второй протягивает через петельку станции и укладывает для сбрасывания/аккуратно опускает вниз (если ветер не мешает). Верёвка просвистела вниз, сбрасываешь остаток сдёргивающей — следующий дюльфер готов.

После летнего Шамони, мне кажется, что я слишком много принимаю как «само собой разумеющееся». Например, меня раздражала консервативная техника дюльфера напарника — классический прусик над спусковым устройством. Солнце у горизонта, впереди десять дюльферов, а я жду по минуте-полторы вместо десяти секунд, пока он станет на самостраховку/снимется и поедет, потому что классический прусик долго вязать и развязывать, над спусковым он подклинивает, и постоянной петли самостраховки нет. Его так учили 25 лет назад, но за это время появились варианты получше. Иллюстрированный Пецелем способ, к примеру, позволяет освободить дюльферную верёвку за десять секунд, не тянуть рукой 120 метров верёвки, заправляя её в спусковое устройство (сначала завязать схватывающий, потом вставлять верёвку в страховочное над ним), а так же всегда знать за какую верёвку сдёргивать — повесить на неё карабин самостраховки.

18. Личное отношение к альпинизму и восхождению

Убедитесь, что у вас с напарником один взгляд на прохождение маршрута, одинаковые намерения и подход к воплощению планов. Вдруг он переночевать на вершине хочет и встретить рассвет с кофиём? :)

У меня есть друг Алеша, в жизни спокоен, как море. Мой одноклубник сказал: «Моя мама водит машину быстрее, чем он», когда мы вместе ехали в Татры. Но на восхождении Лёшу подменяют на напористого, резкого и азартного игрока. Он прёт как ракета и препятствия его ещё больше горячат, меня такое поведение тоже мотивирует и вместе получается лезть в позитивном резонансе.

Другой пример: недавно с напарником из Братиславы мы подошли под большой маршрут в Татрах. На подходе нас обогнала связка — бывает. Мы бросили верёвки, надели снарягу и приготовились лезть сразу за ними… а ребята неспешно поменяли взмокшее на подходе термобельё и носки, начали неторопливо развешивать снаряжение, пока мы в изумлении на них смотрели — осень, день короткий, маршрут длинный! Зачем было так торопиться на подходе? Через 15 метров у них образовался узел на верёвке, который заклинил в оттяжке — я его и развязал на обгоне. Через две верёвки их уже не было видно. Если они и долезли на вершины, то было это после заката.

Фух, вроде всё сказал. А что вы делаете, чтобы ускорить прохождение маршрута?

Скорость на восхождении складывается из мелочей. Немного сэкономил, когда выбирал верёвку, пристегнулся к перилам прежде, чем они освободились, на затупил в непонятном месте, встегнул все корзинки перед началом спуска и оп! — вернулся в лагерь на час раньше. В ролике почти час рассказываю о подобных мелочах. Я был бы рад узнать всё это раньше, но получилось, что многому научился уже в процессе. Теперь вот, с вами делюсь.

Отличная лекция на эту же тему Кирилла Белоцерковского — мастера и инструктора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

!-- Google Analytics start -->