Рубрики
Альпинизм

Спасательные службы в Высоких Татрах

Это статья пригодится тем, кто собирается совершать восхождения, кататься на лыжах или просто ходить по туристическим тропам в Высоких Татрах.

Высокие Татры — маленькие горы с серьёзным характером. Компактные и низкие горы альпийского типа, которые можно сравнить по характеру с Хибинами или горами Шотландии, расположены на територии Словакии и Польши (примерно 75 и 25%). В связи с небольшой высотой, ледников здесь нет. Но лавинная опасность зимой присутствует в полной мере. Высшая точка — гора Герлах, 2665 м (слов. Gerlachovsky stit, Герлаховки штит; пол. Gerlach) расположена на территории Словакии.

Горы и окружающие их долины и в Польше и в Словакии являются природными национальными парками со строгими правилами посещения. Тем не менее, здесь развиты горные виды спорта и туризм.

В это может быть трудно поверить, но первые организованные спасатели Татрах появились в 1873 году, а профессиональные спасательные службы — немного позже. Первые курсы подготовки спасателей — 1881-82 годах в Старом Смоковце в Словакии. Польская, Tatrzanskie Ochotnicze Pogotowie Ratunkowe (TOPR), Татраньская Добровольная Спасательная Служба, недавно отметила своё столетие, была организована в 1909 году. Во всех словацких горах спасением в горах занимается централизованная Horska zachranna sluzba (HZS), Горная спасательная служба.

У обеих спасательных служб есть вертолёт и профессионально подготовленные спасатели. Обе службы хорошо финансируются и имеют необходимое снаряжение. Не знаю, как в Словакии, но в Польше на постоянную работу в TOPR большой конкурс и очень жёсткий отбор. Кандидаты проходят испытательный срок до трёх лет.

Вертолёт TOPRa в действии. Фото из архива HZS

Вертолётчики обучены работе с подвеской и могут снимать потерпевших аварию альпинистов со стен. Польские и словацкие горноспасательные службы работают на территории своих стран. Это важное замечание, потому что работа TOPRa — бесплатная для спасаемых, а HZS выставляет чувствительные счета (как правило, 2-4 тыс. евро). Рационально купить страховку, покрывающую ваш вид спорта.

Вертолёт прилетает при наличии погоды, спасательная акция физически лёгкая и быстрая. Если погоды нет (туман, ветер) — спасатели доезжают на джипах или квадроциклах куда могут, или их забрасывают вертолётом куда возможно и дальше идут пешком, такие акции — продолжительные, тяжёлые и многолюдные.

Связь в Высоких Татрах

Мобильная связь есть на вершинах и в большинстве долин. Проблемы со связью наверняка будут у оснований стен. Приём у разных операторов отличается незначительно. Мощные рации и не публичные частоты лучше не использовать — это незаконно, могут найти и наказать. Но на всякий случай — радиочастота спасательной службы в Польских Татрах — 153,625 MHz МГц. Здесь даны дополнительные с пояснениями: 150,975 MHz — центральная станция TOPR, 151,225 MHz, 153,625 MHz, там же даны частоты словацкой HZS — 155,800 MHz. Думаю, рационально использовать полуватные коротковолновые рации для связи между своей базой в долине (если вас много) и связкой на стене. Как правило, это в прямой видимости и до 5 км. Часто я беру две маленькие рации на связку, чтобы не орать — для команд на стене. 110 грамм/штука, батареек на 2 дня летом хватает.

Номера спасательных служб в Польше и Словакии

  • Звонок на стандартный номер 112 в районе Закопане польские операторы перенаправляется в полицию и только потом к спасателям. Лучше звонить на прямой номер спасателей +48 601 100 300 или +48 18 20 63 444.
  • Телефон HZS 18300. В Высоких Татрах — +421 52 442 28 20. Без «+(код страны)» сработает только, если ваш телефон в словацкой сотовой сети.

Если позвоните в TOPR находясь в Словакии — прилетит всё равно HZS (сэкономить на страховке не получится). Но, если ваш английский плох, а по-польски можете изъясниться лучше, чем по-словацки, имеет смысл звонить туда, где легче говорить.

Точно знайте, работает ли у вашей сим-карты роуминг. Если нет — купите местную карточку. На общий спасательный номер 112 можно звонить даже без сим-карты, а номер наберётся даже, если клавиатура телефона заблокирована. Номер бесплатный. То есть, если у вас закончились деньги на счету, а вы передали спасателям не всю информацию — звоните туда.

О страховках

Страховка нужна «для альпинистов», в разных страховых это понимают по разному. Для виз не требуют специального типа страховки, на сколько я знаю. Думаю, специальную страховку лучше сделать в Словакии или в Польше. Это можно сделать заранее перед выездом, но, лично, думаю будет проще языково.

Как правило, в страховых компаниях, имеющих офис у Татр, альпинизм — wspinaczka gorska / taternictwo (пол.), horolezectvo (слов.) указывается прямым текстом. Страховка альпиниста, включающая достаточно большие лимиты на поисково-спасательные работы и медицинское обслуживание, стоит 4-5 евро в день. Только спасательные работы — от 1 евро в день.

Порядок общения со спасателями по телефону

При вызове спасателей имеет смысл оговорить с ними и напарником, стоит ли тебе лезть наверх к напарнику, т.к. при хорошем раскладе примерно через 30 минут прилетит вертолёт со спасателями. Если погоды нет, идут ногами — это долго.

Порядок передачи информации при звонке спасателям:

  1. Где? Ваше точное местонахождение: гора, маршрут, река, приют и т.п.
  2. Что случилось? Тип происшествия (срыв, удар камнем, ногу подвернул, сердечный приступ, лавина и т.п.), количество пострадавших, тип травм, на сколько они серьёзные.
  3. Кто? Ваши имя, фамилия и номер телефона, с которого вы звоните.
  4. Когда? Время происшествия.

Как взаимодействовать с вертолётом

  • Не махайте пилотам руками. Стойте в позиции как на картинке, в зависимости от того — нужна или нет помощь:

 

  • Вертолёты у спасателей в Татрах небольшие (PZL W-3 Sokol), это не Ми-8, но всё равно вещи потоком воздуха может сдуть. Поэтому, готовясь к прилёту вертолёта свяжите рюкзаки вместе, и закрепите их на рельефе чем-нибудь.
  • Если по какой-то причине посадка вертолёта опасна, сказать об этом это пилоту можно следующим образом. Сигнал «Do not land!» — энергично махать руками, переводя их из одного положения на рисунке ниже в другое:

  • Не суетитесь и не дёргайтесь, ведите себя предсказуемо. Не приближайтесь к вертолёту ближе 30 метров, если не участвуете в спасательной операции.
  • Если участвуете в спасательной операции, приближайтесь к вертолёту только по команде пилота или спасателя, которая однозначно понятна.
  • Если спасателю на земле ваше поведение покажется опасным для вертолёта (например, вы без приглашения побежите по направлению к вертолёту, под его несущий винт, находясь близко), он вас нейтрализует доступным ему образом :D. Вряд ли это будет удар, скорее всего завалит вас на землю и придавит.
  • Не приближайтесь к вертолёту в опасные зоны. К Соколу безопасно походить сбоку-впереди: если нос вертолёта на 12 часов, безопасные зоны примерно с часу до трёх и с девяти до одиннадцати.

Когда связи нет

Перед выходом на маршрут принято заходить в ближайший приют и вписываться в специальный «журнал выходов». В польском TPN это обязательное требование, но проконтролировать невозможно. В журнал записывают кто, на какую гору, на какой маршрут, во сколько вышел, когда вернёшься, как подходишь и как спускаешься-возвращаешься, где тут спишь (какой приют или где в городе), свой мобильный номер. Вечером журнал проверяет дежурный спасатель. Если нет подписи о возвращении после вашего контрольного времени вам звонят. Если не могут дозвониться — начинается полномасштабная спасательная операция. Этот журнал обычно лежит в доступном месте в приюте, спрашивать на рецепции. В нём же можно посмотреть кто, куда и на какой маршрут ходил.

В этом году был случай, когда связка поляков поймала холодную ночёвку. Не сообразили/не смогли позвонить спасателям. Вершина была большая и на границе. На ноги подняты были обе спасательные службы (TOPR и HZS), которые прочёсывали склоны горы с обеих сторон. Словаки за работу выставили счёт, который вряд ли будет оплачен страховой компанией.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, достаточно связаться со спасателями и объяснить им ситуацию, назначить новый контрольный срок возвращения.

Время реагирования спасательных служб

Зависит от того, где вы находитесь, погоды и времени года. При хорошей погоде, как я уже говорил, вертолёт может прилететь через 30 минут. При плохой погоде в удалённое место — несколько часов. «Рекорд» скорости TOPRa по нахождению и откапывания пострадавшего в лавине — 38 минут от момента вызова. Пострадавший был без лавинного датчика. Это быстро для для спасательной службы в горах, но слишком медленно для подавляющего большинства пострадавших в лавине.

К сожалению, мне пришлось быть свидетелем нескольких случаев работы спасателей, к счастью — не из-за моей связки. Первый раз — на подходе, с мокрых бараньих лбов улетел парень. Спасатели добирались 4 часа в удалённую от них часть в нелётную погоду. Второй раз — сорвался человек, солировавший сложный маршрут, вертолёт прилетел в пределах получаса после вызова очевидцев.

Реальная спасательная работа HZS, 29 декабря 2012 года

Информационное сообщение на сайте HZS об этом случае. Жуткое видео. Малый Кежмарский (Maly Kezmarsky stit), северная стена. Это самая большая стена в Высоких Татрах — 900 метров перепада. Замечу, что это была быстрая спасательная операция (монтаж её ускорил ещё больше). При нелётных условиях подобная акция бы заняла в 10 раз больше времени.

Несколькими днями ранее на этой стене случилась другая авария с более серьёзными последствиями (срыв на 60 м). Скорее всего она была вызвана той же причиной — лавиной (небольшая снежная доска на лёгком не страхуемом участке, например, при проходе через нанесенный ветром снег). В обоих случаях HZS предполагает, что альпинисты сорвались из-за схода небольшой снежной доски.

Берегите себя!

6 ответов к “Спасательные службы в Высоких Татрах”

Очень хороший фильм про спасательную операцию. Молодцы — оперативно и чётко. Съёмка отличная. А я посмотрел и подумал сразу о верхней обвязке и её необходимости. А ведь это случай (наверно), что прилетел прямо к станции. Верёвки вверх шли и резались ножом. А если б по — другому, то группа бы собралась вместе, и что то делала. Не везде так оперативно и БЫСТРО являются спасатели, и надо бы было сделать так . чтоб не висел пострадавший в системе.

Из видео не ясно на что прилетел. Могла вторая связка успеть залезть и сделать станцию над ним (думаю, это была двойка). Если на станцию — повезло обоим.

По другому там — это спасатели приезжают куда есть возможность физически, на джипах, идут пешком под стену, лезут к пострадавшему с носилками, спускают, грузят в джип, увозят куда может скорая подъехать.

Спуск силами малой группы без носилок человека с повреждённой головой, ногами и подозрением на повреждение шейного отдела позвоночника на морозе минус 10 — та ещё задача.

Больше я хотел обратить внимание на верхнюю обвязку в которой легче «висеть» пострадавшему. Здесь для меня понятно, что была группа. Люди ниже, а пострадавший с одним из участников и ВИСИТ!!! Расчёт только на «быстрых» спасателей и те пол часа через которые они «прилетят». Если бы была станция и люди рядом! А то…
прилетел он на станцию или выше — потом был опущен. И первое . что надо было сделать — это «положить его на себя или сплести «гамак» на станции и «разрузить» травмированный скелет сорвавшегося. У нас не Татры — это , серьёзно . Надо каждому «повисеть» будучи здоровым в своей «системе» на тренировочных скалах 30 мин . чтобы знать это.
И спуск на полку надо знать как провести ( а полка ниже есть). Вот там можно ждать, согревать и т.д. А в их случае — там не менее 4 х человек — надо спускать вниз, и это надо уметь. А просто ждать спасателей?! У нас — на Кавказе — это чревато, особенно зимой.

Группа спускает пострадавшего на трёх верёвках , с сопровождающим. Связаны самостраховкой. контролирует положение головы пострадавшего. Пострадавший в верхней обвязке. Для зимы правильная тактика. Спасатели застали их на крутом участке , ниже наклонная полка, в 10 м. Справились бы и без спасателей, наверное.
Хорош надувной кокон для транспортировки!

Добавить комментарий для didora Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.