- Выбор маршрутов и подготовка логистики.
- Тренировки для драйтула и микста.
- Снаряжение для микстового лазания — руки.
- Снаряжение для микстового лазания — ноги.
- Одежда, снаряжение и еда для трудного микста.
- Биваки на трудных маршрутах в альпийском стиле.
- Детали подготовки к маршруту.
- Психология.
Выбор напарника и его мотивация
Для прорывного маршрута нужен надёжный мотивированный напарник. Это значит: достаточно квалифицированный, тренирующийся, разлаженный и мотивированный. Как понять, что есть мотивация и не скиснет? Человека надо знать, полазить с ним, «держать руку на пульсе» — общаться на тренировках. Как понять есть ли мотивация — спросить прямо: «Лезем?» и смотреть что и как ответит. Если у него возникает тень сомнения или начинает рассуждать об условиях — значит мотивации нет.
— Давай пролезем на выходных траверс гребня вокруг Морского Ока?
— Отлично! Мы ведь с биваком полезем?
— Пф-ф-ф… Конечно с биваком, там и летом за день мало кто успеет.
— Хорошо. Но только знаешь что… Полезем в любую погоду!Дословный диалог с напарницей о зимнем 2-3 дневном траверсе ~5А в двойке. Мотивация — огонь!
Тайминг восхождения
Трудные маршруты требовательны ко времени: надо попасть в погодное окно, пройти простые или камнеопасные участки до рассвета, чтобы успеть за световой день. Поэтому надо знать сколько времени требует доезд, подход, маршрут, спуск и контролировать время в процессе.
Как понять, во сколько нужно вставать? Считаем с конца, отнимаем последовательно часы от первого пункта:
- Во сколько нужно быть на вершине (во сколько надо начать спуск)?
- Сколько займёт маршрут?
- Сколько займёт подход?
- Сколько сборы утром?
Получаем время выхода из приюта или с бивака. Встать надо за час (для приюта), реалистичнее — за 1:30.
Например, на вершине надо быть в 15:00, маршрут замёт 5 часов, значит стартовать на него надо в 10, подход два часа, значит выходить надо в 8, соберёмся за полтора часа, значит вставать надо 6:30.
Это пример для простого и короткого маршрута в Татрах. Альпийский старт на длинный маршрут — из расчёта чтобы пролезть бергшрунд и пологую часть стены до рассвета. Как считать вы уже знаете :)
Суровая практика говорит, что если заложите 30% сверх ожидаемого к каждому из этих пунктов, то получится близко к реальности :) Если вы ещё не засекали время сборов утром на маршрут, не ужасались ему и не начали следить за этим, то и полтора часа — это быстро.
Условия на маршруте и погода
Погода — понятно. Масштабные фронты видны в прогнозе за 7-10 дней, надёжный прогноз — до 3 дней, точный до 2 суток (если однозначный). Лучшие сайты — yr.no и meteoblue.com, для Высоких Татр великолепный детальный прогноз рассчитывает Варшавский Университет: meteo.pl
Прогноз надо уметь читать и соотносить со знанием тех гор, куда собираетесь. Я не задумывался об этом, пока напарник не спросил — а что значит этот прогноз? Что же видно из прогноза? Ощущаемую температуру в зависимости от высоты, ветра и экспозиции стены. Облачность (видимость) в зависимости от высоты и времени дня. Осадки и их вероятность. Влияние высоты, плотности облаков и осадков на восхождение: видимость, доступность рельефа для драйтула и организации страховки, будут ли пескоструить морду пылевые лавины, лавиноопасность, её изменение по времени и высоте, характер снежного покрова и его изменение по времени и высоте, и т.д. Много, короче.
Как проверить условия на стенах? На форумах в интернете, в группах фейсбука, тематических сайтах (о Шамони есть отличный), вебкамерах, от коллег по опасной игре. Не ограничивайтесь родным и английским языками. В Шамони есть отличное гидовское информационное бюро, там сидят квалифицированные люди, знающие особенности маршрутов, можно позвонить и расспросить. Так же в Альпах можно позвонить смотрителям некоторых приютов (тех, что поменьше и вне активного туристического движения) и расспросить их. Доступность информации — это один из параметров для подбора цели!
Предварительная упаковка рюкзака
Упакуйте дома рюкзак в том виде, в каком он будет с вами на подходе под маршрут, чтобы понять, всё ли помещается и вписывается ли это в концепцию восхождения.
Приготовления перед маршрутом
Вот вы приехали под гору, у вас в машине рюкзак и кулёк с одеждой в которую сейчас переоденетесь. Речь о Татрах, но принцип работает везде. Ничего не перепаковываете и не вспоминаете о каких-то крючьях, расходном репе, питье и перекусе на подход — всё заряжено и готово! Переоделся и вперёд, не открывая рюкзак. Фонарик, бутылочка воды и батончик на подход, описание (если надо) — в кармане куртки.
Рюкзак должен быть упакован так, чтобы на ближайшей остановке — в приюте, на биваке или на старте маршрута, вам не нужно было его перерывать. Вещи, которые понадобятся первыми — сверху.
Стратегия максимизации шансов
Томек так называет внимание к мелочам, доработки снаряжения и процедур.
Всегда думайте как вам облегчить себе жизнь на восхождении. Заканчивайте вечером перед маршрутом :) Например, привяжите шнурочки побольше на собачки молний спальника, бивакзака и палатки, чтобы вам легче было в перчатках с ними работать или найти в темноте. Знаете, что идти долго а ботинок подтирает пятку — наклейте на кожу лейкопластырь перед подходом (но вообще обувь не должна на трудных маршрутах иметь недостатки).
Сделайте петельки из резинки на манжетах перчаток и рукавиц, если их там нет, чтобы можно было снять на маршруте и не потерять рукавицу (например, чтобы достать глубоко засевший френд).
Приготовьте себе вещи на утренний сбор как для идиота: фонарик, штаны, куртка, ботинки: чтобы всё было предельно просто найти и одеть/использовать когда ты ещё толком не проснулся… и чтоб было невозможно забыть.
У меня, например, на беседке висят маленькие часы (детские) — лёгкие, дешёвые, не мешают лезть, легко контролировать время.
Маленькая камера висит в чехольчике на плечевой лямке рюкзака, это позволяет делать фото быстро и в любых ситуациях.
Это постоянный процесс, сопутствующий вашему спортивному росту и изменению характера маршрутов.
На тему скорости прохождения маршрутов я написал несколько статей, они хорошо ложатся в контекст прохождения своего самого трудного маршрута. Рекомендую, если ещё не читали.
Один ответ к “Тактика для своего трудного маршрута”
[…] Детали подготовки к маршруту. […]