Skip to main content

История одного марафона

Кто ходил: Я (Женя Образцов), Лена Тищенко, Андрей Филиппенко.

Куда ходил: Крым, экстрим-марафон Х-Крым 2004.

Когда ходил: 15.10.2004 — 17.10.2004 (пятница — воскресенье).

Фотографии мероприятия.

Задолго до начала Самарских Гонок стало известно, что в Крыму КСС организовывает экстремальный марафон Х-Крым, примерно за неделю до Самарских. Когда стало ясно, что Самарских Гонок 2004 не будет, было решено ехать в Крым. Из Днепропетровска набралось 6 команд. Я до последнего момента не знал получится ли у меня учатвовать. В результате, когда осталось 7 дней и выяснилось, что получится — остался без команды и без снаряжения, т.к. все уже давно определились и обо всём позаботились. Что ж, ехать хотелось, энергии хватало, и я решил собрать свою команду. Минимум, нужен был ещё 1 человек, и это не составило труда. Лена Тищенко согласилась участвовать, и привела в команду своего знакомого Андрея Филиппенко — опытного и приятного человека. По большому счёту, капитаном команды нужно было быть ему, но от такого предложения он отказался. Подготовка прошла второпях, недостающее снаряжение (всё командное и часть нашего с Леной личного) взял Андрей.

В четверг вечером на вокзале было оживлённо. Из города стартовали одновременно 6 команд, причём все они ехали в 2-х соседних вагонах и 16 человек — 4 команды х-класса, ехали с велосипедами. Это положение доводило проводников до истерики, и ребята долго и упорно с ними ругались. Когда вместе едет такое количество знакомых людей с общими интересами, вполне естественно, что спать не получится, и мы гудели до поздней ночи или раннего утра. Потом я не выдержал, т.к. последние несколько суток не досыпал, и оставил весёлое общество.

Утром проснулись, когда поезд давно стоял, вяло собрали вещи, в вагоне было пусто и проводники о нас забыли. Вышли на улицу, выкинули вещи и ещё около часа тусовались рядом с велосипедистами. Потом потихоньку пошли в сторону остановки автобусо-троллейбусов. Дождались «Авангард-М» и «Зубастиков- Авангард», но все в один автобус не поместились, «Зубастики» решили добираться до Перевального своим ходом, отдали нам велорюкзаки и понеслись. Мы без приключений добрались до села. Там встал вопрос, о том, что надо бы дождаться велосипедистов, чтобы те забрали свои рюкзаки. Лена и Андрей рвались в бой, и хоть поступок был не патриотичен, но мы оставили в одиночестве «Авангард-М», а сами пошли к судейскому лагерю, до которого было около 3 км. Как потом выяснилось, останься мы хоть на пол часа, и участие команды в гонке стало бы невозможным. Путь до лагеря особо ничем не запомнился, только на асфальте периодически встречались религиозные надписи на грани идиотизма.

 

Базовый лагерь

Палаточный лагерь располагался на огромной поляне, палатки участников разбросаны на большом расстоянии. Мы кинули вещи и палатку у деревьев, разложились, и тут Андрей сказал, что одна верёвка забыта в поезде… Трудно придумать более грустную новость, чем потеря обязательного снаряжения команды перед стартом (а для хозяина — ещё и дорогущей верёвки). Но что делать, он поехал назад на вокзал. Тем временем, пришли авангардовцы и стали в другом месте, и мы с Леной решили перебазировться туда. Чуть позже я узнал, что Лена забыла каску, а когда судья по безопасности — Макс, начал проверять снаряжение, кстати, очень либерально, оказалось, что Лена ещё и самосшитую систему взяла, которую с успехом забанили. Но мир не без добрых людей! Каску дали нам судьи — единственный предмет снаряжения, оставшийся у них на то время, верёвку дали нам «Ку-Кузаки» — команда из Житомира, за что им огромное спасибо, т.к. это был билет на марафон, систему дали «Казаки» из Киева. Таким образом, за пол часа до старта у нас был полный набор снаряжения.

За 15 минут до старта организаторы вывесили километровку с обозначенными КП и выдали карточки с легендами. И вот он, момент истины — старт марафона. Первые несколько минут — лихорадочная беготня команд, потом все вытянулись в длинную линию в направлении первого КП. Сразу начался весёленкий подъём, было тяжело и жарко. Издалека было видно, что команды посылают делегатов в сторону небольшой воронки, а сами, забрав рюкзак, движутся дальше по маршруту.

 

Я и Лена

Второй КП был в старом пулемётном дзоте, то ли времён войны, то ли времён военной части, остатки которой мы нашли дальше. Третий КП распологался в одном из зданий покинутой военной части — в легенде было сказано «Строение №52». Я оставил ребят с рюкзаками, а сам помчался искать дом. Дом нашёл, его нашли представители сразу десятка команд, мы бегали внутри пустой коробки, прочёсывая комнаты, но без результата. Искали около 5 минут, когда один из ориентировщиков обнаружил компостер в полости от выключателя освещения, закрытой ржавой заслонкой. Я подивился юмору постановщиков, щёлкнул карточку и побежал назад. Ориентиром следующего КП служил памятник, чутьё говрило — что-то не чисто, и не обмануло, в районе КП было 5-6 памятников, особенно понравился большой монумент — ритуальное место посещения, на которое заглянуло половина команд, пошупав на вершине металлоконструкцию, удалялась ни с чем. Когда прошли ещё пару сотен метров, увидели ещё несколько памятников, и не найдя на них КП, я побежал вдоль леса, искать этот загадочный монумент. Наконец КП был найден, он оказался обслуживаемым и содержал в себе техэтап «спасработы». Спасработы больше напоминали сбор грибов — «Васю», заботливо спрятанного организаторами в ближайших кустах, сачала нужно было отыскать, а потом принести на КП «не на руках». Мы растянулись цепью и через несколько минут нашли мешок с номером нашей команды. Я снял куртку, на неё сверху кинули коврик, и таким образом мы донесли пострадавшего. После КП №4 следовал длинный перегон до с.Межгорье, около 10 км, но нужный поворот я прощёлкал и мы нарезали несколько больше, чем участики х-класса. Компенсировали потерю времени скоростью.

— Машина! Давай подъедем автостопом.
— Хорошо, главное не спугнуть, ночь всё-таки.
— Стойте, кажется я знаю кто это. Серая «нива» с навесным светом — это судьи. Точно.

Возвращаясь к Межгорью по шоссе, увидели машину, хотели стопануть, но в последний момент я понял, что это судьи, они тоже прикололись. Успешно отсчитав 23 столба от села, я залез в страшно колючие кусты. По вытоптанному полю вокруг столба было ясно, что мы здесь не первые. КП оказался намного проще — через 5 минут кто-то его увидел, и я ещё столько же времени выбирался из колючих зарослей. Хотелось дойти до утра до метеостанции, но впереди было ещё 3 КП, а бессонная неделя начала напоминать о себе. Чтобы не ориентироваться на сонную и уставшую голову, я решил, что идём по асфальту, хоть это и длиннее на несколько километров. Мы успешно дошли до водного этапа, где отправили Андрея плавать, а сами приготовили ужино-завтрак, и место для сна. Было 4 часа утра.

Туман на Караби

Легли спать на коврики в спальниках, свеху укрылись тентом от палатки, потому что рядом висели грозные облака. Тент несли не зря, как только мы улеглись, начал накрапывать дождь. Проснувшись, я высунул лицо за край тента, туда капнула холодная капля, спрятал лицо и начал будить команду. Времени — пол седьмого, уже начало светать. Половину вещей перед сном нам было лень затаскивать под тент, когда мы ложились спать, теперь они были довольно мокрыми. Небо было затянуто тучами, на горизонте был виден туман — плохой знак для Караби. Неторопливо собрались, сказали судьям, что уходим и пошли искать оставшиеся на первом этапе КП. КП №13 — кромка яйлы, долго искали на краю участка леса, потом скинули рюкзаки, пробежались цепью вдоль леска, и опять ничего не нашли. Я начал оббегать следующий участок леса и, повернув голову в сторону яйлы, прозрел: в пятидесяти метрах от меня был памятник, на нём развевался, как воздушный змей, фонарь КП. Ещё больше я удивился, когда подбежал и увидел на нём номер 12! Посмотрел на карту, прикинул направление до 13 КП, оно было в километре, и его место должно быть видно. Вдалеке я увидел палатки, машину, толпу людей, велосипеды, короче, стало понятно, что промашка вышла, зато нашёл сразу 2 КП. Через 15 минут мы были у техэтапа «троллея», который неторопливо проходил «Авангард-М». Обрадовались, увидев своих ребят, сказали, в какой стороне и на каком расстоянии водное КП.

Троллея

Троллея была отвратительна — верёвка провисала и ехать по ней было грустно. Первой отправили Лену, потом переправился я и перетащил рюкзаки, потом Андрей. Следом были «Скалы» — простенький маршрут для лазанья даже с рюкзаком, но не везде «огороды», как мы предполагали, это порадовало. На этапе Черешник выручил эластичным бинтом и хорошим обезболивающим, потому что у меня разболелись колени, и идти было очень тяжело.

Радуга над Караби

Следующим КП была метеостанция, Андрей знал дорогу к ней, и мы живо туда похромали, по пути видели очень красивую радугу. Когда подходили к зданию, над нами уже висел густой туман. На метеостанции были около 14:00, примерно в пол четвёртого, вместе с командой «Будьмо!», мы отправились на второй этап, хотя здоровья идти на него у меня не было. Тем не менее, Андрей и Лена очень хотели идти, и я решил, что надо.

Лена стоптала ноги

Видимость к этому времени снизилась до 50 метров. У «Будьмо!» был GPS, но это облегчало жизнь не полностью: мы вышли в нужном направлении на нужное рассояние, но пещеры не нашли. В конце концов, мы почувствовали запах костра и быстро нашли судейские палатки возле пещ. Мамина. Это был техэтап «пещера» — нужно было спуститься без фонарика в пещеру, ориентируясь по верёвочке, найти там контрольный предмет и сделать это как можно быстрее. У нас получилось, мы заняли на этапе первое место. Следующая пещера далась нам тяжелее, никак не могли её найти, начало темнеть, и когда уже плюнули на этот КП и пошли назад, через 100 метров выпали на тур с палкой и черепом. КП пещера Бузлук, и спецэтап «Шахта-1»: спуск по троссовой лестнице — около 30 метров, 50 метров по дну пещеры, компостер и дорога в обратном направлении, снова мы показали лучшее время на этапе. Дальше — дорога назад на метеостанцию.

Видимость 2 метра. Кажется, эта дорога никогда не закончится, снова спуск, при каждом шаге глаза выскакивают из орбит. Периодически падаю, обезболивающее не действует, последняя таблетка «кетанова» застряла в горле, луж из которых её можно запить по дороге не встречается. Группы идут быстрее, и когда я перестаю видеть свет фонариков, то кричу, люди оборачиваются, белый свет вырывает кусочек темноты, успокаиваюсь. Я уже давно потерял ориентацию в пространстве, и ночью самостоятельно метеостанцию найти не смогу. Наконец она возникла, как океанический лайнер, среди водной пустыни — яркий жёлтый свет из всех окон, полосами рассекающий тьму и туман, как спасение и конец боли.

Со всех сторон к метеостанции тянулись вереницы белых огоньков, участники возвращались со второго этапа. Наконец, финиш. В помещении было много народу — мокрые уставшие люди, мокрые вещи, бухты верёвок, коврики, еда, разговоры, сон. К полуночи от этого почти ничего не осталось. Те кто мог — ушли на третий этап, кто не мог или не хотел — остались до утра на метеостанции. В комнате остались мы и Казаки. У нас с Леной — коврики и спальник, у Казаков нет бивачного снаряжения. Мы постелили 2 коврика и расстелили спальник, 5 человек легли поперёк ковриков, накрылись мокрым спальником и отключились до утра.

Обратно на место старта/финиша за скромную плату нас обещали довезти. Желающих набралось 30 человек. Долго-долго ждали «вахтовку», потом, с ветерком и остановкой у ближайшего магазина, доехали до финиша.

Зубастики-Авангард давно уже были здесь и успели отдохнуть, вокруг царила расслабленная атмосфера, только организаторы, у которых была масса проблем нервно ходили возле штабных палаток.

На метеостанции

«Авангард-М» и Андрей, который продолжал марафон без нас с Леной, пришли, когда уже стемнело, и организаторы начали созывать сбор команд. Непонятно почему, в стане наших команд царила паника, очень торопились на поезд. «Авангард-3» ехал на другом, уходящем через 5 минут, но нам времени было достаточно, и мы послушали речь организаторов, посмотрели вручение призов, и Андрей получил честно выигранную футболку за спецэтап «вода» (2-е время). Перед тем, как уходить, я взглянул на холм с юга и увидел знакомую картину: по холму в темноте двигались тикки, кто-то из участников был ещё на маршруте! После завершения раздачи пряников, мы оживлённо дошли до шоссе, позвонили Ване и узнали, что остальной Авангард был уже в Симферополе. Через несколько минут сели в автобус и с ветерком докатились до вокзала. В автобусе с нами ехала «Стайка Одиноких Тучек», с которыми я успел обменяться координатами. В Симферополе купили пива, еды на ужин, немного посидели на остановке, приходя в чувства от контраста горы/город и похромали к вагону. На вокзале участники марафона узнавали друг друга по походке. В поезде долго не засиделись: очень быстро поели и моментально заснули.

Днепропетровск встретил пасмурной прохладной погодой, но в это время ничто не могло нас расстроить и выбить из колеи. Внутри каждого грела масса энергии и эмоций, полученных в Крымском марафоне.

Евгений Образцов

P.S.

Несколько классных фото команды Стайка Одиноких Тучек:

Мороженные лопухи на Су-Ате:

Мышка сидит в ручье, под водой, куда нагнулся напиться. Мёртвая:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *