В принципе, универсального правила нет, потому что различаются стили езды, условия эксплуатации и личные таланты ездока по части разрушения комплектующих байка. В данной таблице приведёна периодичность обслуживания компонентов байка при условии довольно активной эксплуатации в походах, покатушках по грунту в агрессивном стиле, любительском кросс-кантри, и т.п. Подразумевается, что у вашего байка 24 или 27 передач и мягкая вилка.
Помимо написанного ниже, вы ничего не потеряете, если перед тем, как сесть и поехать, будете бегло осматривать байк на предмет повреждений и износа, проверять работу вилки, осматривать раму, проверять отсутствие повреждений тормозных тросов или гидролиний и т.д. Времени займёт минуту-две, зато оптимизма будет больше.
Деталь | Перед каждой поездкой | Раз в 100-150 км или после каждой поездки | Раз в 500-1000 км | Раз в 4-5 тыс.км или раз в год |
Тормоза | проверка работы | |||
Шины | проверка давления | внешний осмотр | ||
Цепь | чистка, смазка | чистка, смазка, проверка удлинения | замена трёх цепей | |
Вилка | чистка, смазка ног у сальников | проверка давления воздушных пружин, закапывание вилочного масла под сальник или чистка с разбором1 | замена масла2 | |
Кассета и система | чистка | замена кассеты и любимой звезды системы (вместе с цепями) | ||
Тормозные колодки | проверка износа3 | проверка износа3 | проверка/замена тормозных колодок (гидравлика) | |
Ролики заднего переключателя | чистка | чистка, смазка | замена нижнего ролика | |
Рама, обода | внешний осмотр | внешний осмотр | ||
Рулевая колонка, педали, втулки | проверка отсутствия люфта | проверка отсутствия люфта, чистка, смазка | ||
Тросики и рубашки | проверка исправности, чистка, смазка | замена | ||
Переключатели | чистка, смазка | чистка, смазка | ||
Тормозные ручки, манетки, тормозные рычаги | внутрь лучше не лазить | |||
Каретка (картриджная) | проверка отсутсвия люфта, замена по необходимости |
1 — В почти ежемесячной чистке и смазке нуждаются только пружинные и пружинно-эластомерные вилки. Из-за дешёвых сальников туда набивается много грязи. Чистка и смазка потребуются и после особо грязной покатушки.
2 — Для вилок с масляным демпфером. Подробнее см. инструкцию для вилки, периодичность обслуживания может быть иной.
3 — В постоянном контроле нуждаются колодки тормозов v-брейк, колодки дисковых тормозов изнашиваются в течении сезона-двух.
Если байк эксплуатируется в говнище (межсезонные слякотные дороги, мокрые грунтовки) или в особо жёстких режимах (приключенческие гонки, соревнования кросс-кантри и т.п.), то промежутки между техническим обслуживанием нужно сокращать вплоть до того, что делать полную переборку байка после особо выдающихся подвигов. Впрочем, если вы участвуете в таких мероприятиях, вы и сами всё понимаете :)
P.S. Если у вас велосипед с 24 или большим количеством передач, забудье о том, что «проехал 10000 км на «Туристе», ни разу не смазывал цепь, потом поставил новую цепь и ещё 10000 проехал на той же кассете». Ресурс цепи на восьмерик или девятерик — 1500-2000 км. максимум — в самых благоприятных условиях, при регулярном уходе. Это связано в конструктивными особенностями индексного переключения и большого количества передач. Цепь на шестерик проходит 4500-5000 км, не убивая при этом кассету. Меньше всего ухода (можно вообще не обслуживать) и дольше всего служит цепь на односкоростном велосипеде.