Рубрики
Велотема

Замена подшипников в интегрированной каретке

Наверное, уже всё написано, но я, при случае, написал свою версию. Обслуживание необслуживаемых узлов велосипеда :)

Интегрированные каретки не отличаются долговечностью. Как правило, изнашивается подшипник в левой чашке, потом в правой. В шатунах Shimano LX FC-M580 (последняя горная группа LX) первая каретка у меня прожила около 1500 км. Это шок после no-name каретки под квадрат и 4500 км с грязевыми ваннами. Правда, ей тоже было не сладко, подробнее раз, два.

Мне уже давно дешевле поменять шатуны целиком, а не отдельно две звезды и каретку, но мне нравится дизайн тех, что есть, а SLX — нет.

Хак зе систем :D

LX FC-M580

Здесь всё красиво, но если будете делать так, скорее всего сломаете пыльник, у меня подшипники сидели намертво, без шансов так выбить.

Шимано использует в каретках Hollowtech II нестандартные подшипники с габаритами 25x37x6 мм (внешний диаметр х внутренний диаметр х толщина) с одним сальником на внешней стороне. Ближайший родственник среди промышленных подшипников 6805 2RS или 61805 2RS. 2RS означает, что сальник с двух сторон — это хорошо. Подшипник на 1 мм шире, чем нужно, но если доработать пластиковый пыльник каретки напильником, то всё подходит идеально и даже работает надёжнее. Как бонус, два отличных подшипника стоят в 40 раз дешевле каретки BB70.

Для работы понадобятся:

  • Съёмник пластикового болта шатунов Shimano TL-FC16 — открутить пластиковый болт-фиксатор левого шатуна.
  • Шестигранный ключ, 5-мм — открутить левый шатун с оси.
  • Ключ для каретки Shimano TL-FC32 или YC-29BB — выкрутить каретку из рамы.
  • Кружка из нержавейки или подобная — нагреть чашку каретки с изношенным подшипником.
  • Масло индустриальное или пищевое — нагреть чашку каретки с изношенным подшипником. Или съёмник для подшипников.
  • Плоская отвёртка — помочь подшипнику выпасть.
  • Плоский напильник — сточить выступ пыльника.
  • Подшипник 6805 2RS — ближайший к родному по размерам.
  • Кусок шпильки диаметром 5-10 мм, 4 гайки для неё, 2 шайбы диаметром чуть меньше внешнего диаметра подшипника и несколько меньших, если дырка в шайбе слишком велика для гаек — или инструмент для запрессовки подшипников.
  • Два гаечных ключа для гаек — впрессовывать подшипник.

Желательно иметь:

  • Консистентная смазка, которая не содержит солей лития (смотреть состав).
  • Фиксатор (обратимый — синий) для резьбовых соединений — для болтов левого шатуна.

Извлечение изношенного подшипника из чашки

Снимите каретку, снимите пыльник тонким ножом. С пыльником надо быть аккуратным — он очень хрупкий. Не торопитесь, аккуратно подденьте и плавно тяните, перемещая нож. Сделайте это в 3 раза медленнее, чем хочется — его очень легко сломать.

Снимаем пыльник

Снять резино-металлический сальник — подковырнуть ножом

Не пытайтесь достать подшипник механически — повредите чашку подшипника, хорошо сидит.

Чтобы с минимальными усилиями вынуть подшипник из чашки каретки, её нужно хорошо нагреть. Для этого её нужно погрузить чашку в масло и нагреть на плите. Масло будет горячее — около 200 градусов. Поэтому не лишним будет защитить глаза и кожу от случайных брызг — очки, хлопчатобумажная одежда (джинсы, футболка с длинным рукавом или рабочий халат, хб перчатки).

Растительное или минеральное масло при нагревании на открытом огне может вспыхнуть. Пользуйтесь электроплитой или негорючим материалом. Тушить загоревшееся масло водой нельзя — это приведёт к взрыву. Если загорелось масло в стакане, чтобы потушить, его нужно накрыть крышкой.

Подшипник может выпасть сам, если не выпал — можно помочь отвёрткой, придерживая чашку подшипника плоскогубцами.

После извлечения изношенного подшипника нужно дождаться, пока чашка каретки остынет, и протереть её тряпочкой с керосином (WD-40, бензином и т.д.). После этого, смазать консистентной смазкой (не содержащей солей лития — см. состав) чашку и подшипник. Литиевая: Солидол, Литол-24 и т.п. не подходят для алюминия.

Из шпильки, гаек и шайб собрать такую конструкцию:

Самодельное устройство для запрессовки подшипника

Медленно и аккуратно закрутить гайку с правой стороны. Закручивать в три раза медленнее, чем хочется. При малейшем перекосе прекратить. Деликатная процедура. Я неуклюжий, идеально получилось только на третьей чашке (было несколько кареток). Перекосы исправлять молотком, но это, скорее всего, убийство чашки и подшипника. Поэтому не торопитесь. Центровка — прежде всего. Диаметр большой шайбы слева должен быть больше внутреннего, но больше внешнего диаметра наружного кольца подшипника (внешний — 27 мм, подходит шайба диаметром 26 мм). Не лишним будет снять фаску со штампованной шайбы напильником. Диаметр шайбы справа — больше внешнего диаметра чашки (26 мм — подходит).

Новый подшипник запрессован

Стандартный промышленный подшипник на миллиметр шире шимановского, поэтому, если надеть пыльник назад, получится вот так:

Стандартный промышленный подшипник на 1 мм шире шимановского. Нехорошо

На пыльнике есть 1-мм выступ (забыл сфотографировать, но увидите сами). Его нужно сточить напильником, получается хорошо:

Доработать напильником

После этого пыльник (аккуратно, он теперь ещё более хрупкий!) нормально становится на подшипник

Чашка каретки снова в сборе

Всё. Собираем каретку назад.

Подшипник 6805 2RS подходит для кареток BB70 и BB51. Скорее всего и для других, но я не проверял.

19 ответов к “Замена подшипников в интегрированной каретке”

Ну наконецццто норм статья) а то везде чего то да не хватает)
Спасибо, буду пилить на bb52 пыльник

Зачем эти танцы с бубном если есть каретка ВВ70, которая не имеет описанных дефектов и работает без проблемно очень долго и пыльники там лучше, а подшипники не заклинивают и не изнашиваются на 1500 км. Из личного опыта — стоит ВВ 70 третий сезон, пробег 30 тыс км…

да ладно. постоянно езжу покатушкам, по походам и все работает и не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять простую истину — если вдруг сильно нагребся воды — разбери каретку и просуши подшипники или провели ТО. Дела на двадцать минут, а результат — долговечность узла. Мне не ведома где можно ездить, чтобы убивать подшипники.

Возможно вы правы и BB70 — отличная каретка, я ж не протестую. После покатушек с водой — понятно, перебрать нет проблемы, а в походе есть.

Кроме каретки воду нагребает орех задней втулки, подшипники втулок, рулевая, обода, элластомерные вилки. И просто «просушить» не поможет, если вода попала внутрь под сальник подшипника — шарики и дорожки прокорродируют и время возьмёт своё. В походах ехать надо, перебирать нет времени и возможности. На фото — третий день, потом было ещё два похожих дня езды и сутки возвращения, а всего-то Карпаты.

А где… вот здесь например, в конце апреля. Год на год не приходится, но если дожди — будут приключения.

BB-70 превосходная каретка. Она меня и примирила с интеграшками. В конце нулевых, глядя как народ меняет чашки в сборе или подшипники по нескольку раз в год, я левой пяткой крестился, что у меня картридж. Китайский картридж с Юкона до сих пор ходит, хотя ему 13 лет (13, карл) в очень непростых условиях. Но.

Всё изменилось в 14-м году, когда я купил под Камчатку титановую рапидовскую финку на ХТ. Что такое Камчатка? Это броды по пояс и вездесущая пыль. От титаномагнетитов у нас электроника из строя выходила. В группе заменили одну ВВ52 в середине маршрута, и 2 кончились уже в конце. ВВ-70 ходит до сих пор, правда с появлением в 2015-м фэта она эксплуатируется в относительно щадящих условиях лесопокатушек.

Сейчас у меня рапидофэт на ХТ. Там та же ВВ-70, этот год покажет живучесть, но я настроен оптимистично. 2-3 сезона, надеюсь отходит, если не макать в солёную воду.

По поводу втулок. Не смотря на мою нелюбовь к Япошкам, ХТ. В своё время мне достался мавиковский вилсет за смешные деньги. После похода Малошуйка-Онега-Северодвинск, где мы 20 км ломались по няше на отливе Белого моря, где втулки хлебнули горюшка, я отдал заднее на переборку. По результату можно было не отдавать. Воды не было. С тех пор назад я ставлю только втулки ХТ. Собирая первый оффсетный фет, вперёд я поставил Hope, а назад именно ХТ. Она тяжело и грязно отъездила 3 сезона без проблем. Не смотря на насыпуху, а не промы. На титанофэте стоит Hope. Ну не делает Шимано втулки XT шириной 170 мм. Результат предсезонной переборки опечалил. Уплотнения там не такие качественные, как в XT и придётся это иметь в виду и лишний раз не макать, особенно в солёную воду. Либо идти на поклон к бывшим коллегам за хитрой морской смазкой, которая даже морскую воду держит.

Резюме. Две вещи где не надо экономить — интегрированная каретка и задняя втулка. И Shimano XT на этих позициях отрабатывает на все деньги.

А за эластомерки надо расстреливать производителя. По мне лучше железный ригид, чем эластомер.

Расскажите про камчатку побольше плз.
Куда, чего?
Там-же цивилизации совсем мало.

А еще можно одноразовые пакеты из магазинов мыть с посудомоем, сушить на балконе, а потом идти в магазин за продуктами! Тогда ресурс стремится к бесконечности.

Работает как надо, без замечаний. Сейчас буду шатуны менять (на ХТ под девятерик), каретку оставлю.

Может случиться криво запрессовать подшипники — тогда прослужит, наверное, меньше.

Корректа :D

По результатам сегодняшней замены шатунов — каретка скорее мертва, чем жива: шумит, затруднённый ход, люфта нет. Заменил. Прошла где-то 6 тыс, в том числе зимой (соль). Износ классический — подшипник левой чашки.

Автор, спасибо за мануал. Сделал по вашей схеме, с кипячением, подшипник вышел легко и непринужденно. Немного апгрейдил ваш метот и «запрессовал» подшипник в горячую чашку, предварительно протерев салфеткой. Подшипник в таком случае тоже заходит очень легко.

Добавить комментарий для Образцов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.