Рубрики
Походы

Пешеходный поход в Крыму: первый блин

Кто ходил: я, Соболенко Дима, Васильев Дима, Охрименко Заряна, Ильина Ира, Алёша Образцов, Тоня Образцова, Саша Чаповой, Стан Андрей, Славик Снегирёв, Лена Летучая.

Когда ходил: 31 июля — 10 августа 2003 г.

Где ходил: Крым, т.п.Сосновка — б.Курлюк-Баши — Тирке-Яйла — р.Олений — Долгоруковская Яйла — т.с.Партизанская Поляна — р.Су-Ат — р.Ай-Алексий — ур.Чигинитра — Караби-Яйла — т.с.Ай-Алексий — с.Генеральское. 

Общие рекомендации при выборе рюкзака: чем шире спина, тем рюкзак легче и лучше…

 

31.07.2003 Дорога.

Встреча была назначена у вокзала в 21:00. Василёк собирал рюкзак у меня, так что ехали к месту встречи группы вместе. В маршрутке встретили Марину. К назначенному времени собрались все, кроме Алёши с Тоней. Подождав немного, мы потянулись к платформе. Алёшу я увидел в вагоне, когда начал задумываться о стоп-кране: Алёша и Тоня появились за минуту или две до отправления поезда. Я звонил Славику, но оказалось, что тот был уже в Запорожье, ехал на автобусе.

В вагоне с нами ехала ещё одна группа человек в 30, ведомых знакомым инструктором. В числе 30-ти был и парень, которого я приглашал с нами, но опоздал. Через некоторое время подошёл проводник, спросил, кто руководитель и как называется организация. Я назвал себя и организацию — «АрхОбраз» (проектная организация брата, если кто не знает), проводник почесал затылок, соображая, что это за образ и, почиркав карандашом по бумаге, удалился. Мы долго и шумно играли в крокодила, наверное, до начала второго ночи, мешали людям спать, светили фонариком в лицо.

01.08.2003 Старт.

Утром разговорился со знакомым инструктором, уточнил маршрут, решил за компанию зарегистрироваться в КСС. Из любопытства, спросил многоопытного Ермакова, так зовут знакомого инструктора, зачем проводник записывает название организации и имя руководителя, но для Ермакова, проведшего не одну сотню групп, это тоже оказалось не совсем понятным.

В Симферополь поезд прибыл по расписанию — в 6:05, на перроне нас ждал Снегирёв. Договорившись, где встречаемся, я поехал с Ермаковым в КСС, которая оказалась довольно далеко. Пока я ездил (час-полтора), кто-то договорился о маршрутке (6 грн/чел). После моего возвращения погрузились и поехали. Когда Симферополь остался позади, Алёша вспомнил, что забыл купить фотоплёнку. Героическими усилиями всех нас, Снигирёв купил её в каком-то овощном ларьке.

Водитель высадил нас немного раньше, чем нужно было, и пока я соображал и расспрашивал местных, он уехал, так что первые полтора километра пришлось идти вдоль шоссе. Сразу после высадки мы перепаковали рюкзаки, Василёк и я поделились общественными продуктами. Сфотографировали пару кадров группы на старте. Маркированная тропа начиналась от моста на дороге, где р.Курулюк-Су впадал в р.Ангара. Мы свернули влево от дороги, стали углубляться в лес, тропинка пролегала вдоль ручья. Через 100-200 метров начинался другой мир. Шум машин казался далёким и нереальным, редкие деревья уходили колоннами вверх, а их кроны сплетались высоко над нашими головами. Подлеска практически не было, и лес далеко просматривался. Утром здесь был дождь, а теперь светило солнце, нас окружали запахи грибов, мха и прелых листьев. Солнечные лучи, пробивавшиеся через кроны деревьев, из-за влажности были такими контрастными, казалось, их можно потрогать рукой. Здесь все много фотографировали, но как ни странно, «волшебный свет» получился хорошо только на одной из мыльниц!

Правило «первого дня», говорящее, что он самый тяжёлый, сработало и на этот раз (хотя на счёт «самый» могут возникнуть разногласия). В гору с полными рюкзаками идти было очень тяжело. За несколько часов я успел сбиться с маркированной тропы и найти её вновь с коллективной помощью Лены и Славика. Когда проходили мимо крапивной поляны — т.с. Курулюк-Баш — первой планируемой стоянки, народ высказался за продолжение перехода. Так и решили: идём через Тырке-яйла, только там будет следующая вода. Я не ожидал от нас такой прыти. Тропа, по которой шли, местами была совсем убитой, или это была не тропа… На пути встречались завалы и мы тяжело переползали, кто как мог, через огромные стволы упавших буков, земля размокла от дождя, который поливал нас уже несколько часов. Мы медленно поднимались к резкой границе облаков, и, вскоре, дождь был не столько над нами, сколько мы были в нём. Довольно необычно входить по тропинке в облако.

На краю Тырке-Яйла

Через некоторое время, вместившее в себя второй перекус, мы вышли на яйлу. Всё было затянуто облаками, видимость меньше 100 метров, но ветер их быстро разогнал. После непродолжительного отдыха пошли дальше. Минут через 10-20 дошли по дороге до обрывистого южного края плато, с которого открывался вид на долину, плывущие облака и с. Генеральское. Там много фотографировали, отдыхали. Место для привала было удачным: очень красивый вид и возможность спрятаться от ветра. Я со Славиком прикинули, где станем на ночь и решили, что у родника Олений. Шли к нему неожиданно долго. По дороге встретили доброжелательно настроенных крымчан, которые помогли нам найти родник и стоянку. У родника несколько человек обнаружили у себя клещей. Всё спиртное на первые 4 дня — литр водки и три литра портвейна, выпили ещё до ужина под перекусы (большой поучительный опыт на будущее). На ужин сделали суп и рис с тушёнкой, которые пошли плохо из-за вечернего перекуса.

02.08.2003 Партизанская Поляна.

После завтрака, не спеша, собрали лагерь и пошли. Я радикально перепаковал рюкзак, вложил внутрь коврик и выкинул двухкилограммовые кроссовки, сгоревшие при сушке. Вот уж верно сказано: в походе вещи либо мокрые, либо горелые. Стало несравнимо легче. Дорога шла по просторам Долгоруковской Яйлы, сплошная облачность закрывала солнце, идти было очень приятно. По пути Саша и Андрей набрали грибов. Перекус сделали на опушке леса возле двух памятников, где дорога раздваивалась. Как стало ясно потом, обе дороги вели к одной цели, а мы пошли длинным путём. Несмотря на это переход получился коротким и приятным. После недолгого подъёма последовал продолжительный спуск, приведший к стоянке Партизанская Поляна. На обед сделали грибной суп и кашу. До обеда, втихаря заточили колбасу, видимо без хлеба, и пару банок овощных консервов.

Днём я с Мариной перепланировали маршрут, решив отказаться от Чатыр-Дага, по причине очень населённой местности, по которой придётся идти от него в Алушту. Вечером азартно поделили продукты, так как решили на следующий день разойтись. В результате, утром часть рюкзаков стала очень лёгкой, а часть — очень тяжелой.

03.08.2003 Су-Ат.

К 7:30 Марина и я приготовили завтрак. Позавтракав, допили вечернее какао, свернули лагерь и пошли. Сначала вверх по ручью, но скоро свернули налево и через некоторое время вышли к ручью Су-Ат, где Славик взял карту, и куда-то ушёл. Мы сидели на возвышенности над долиной ручья, фотографировались, ждали Славика. Не дождавшись, организовали перекус. Снегирёв вернулся, когда все начали уже задумываться о втором перекусе, который сделали на поляне с памятником партизанам минут через 30. Дальше дорога вела вниз. Вместе дошли до родника Ай-Алексий, где попрощались и разошлись: Алёша, Тоня, Лена, Саша, Андрей и Славик пошли вниз к Генеральскому, а я, Марина, Василёк, Заряна и Соболь — к Чегинитре. Дорогу к Чегинитре сначала объяснил Снегирёв, сказав «туда», потом я спрашивал туристов, стоявших у Ай-Алексия, они дали довольно подробные указания: 180 минут ходу по Шестопалову*, идти траверсом, вниз не спускаться, тропа только одна.

Сразу после начала пути начался очень крутой подъём, на котором мы вспомнили все продукты, которые несём. Поднимались минут сорок, потом лес и крутой подъём закончились, тропинка превратилась в довольно широкую дорогу, идти стало легче. Вскоре мы прошли перевал между г. Тай-Коба и г. Ликон. С перевала обе вершины были хорошо видны. Дорога за перевалом несколько километров плавно спускалась, затем спуск прекратился. Весь путь по дороге нас окружал волшебный вид скал на краю Караби-Яйла. Туристы на стоянке сказали, что между т.с. Ай-Алексий и т.с. Чегинитра 180 минут ходового времени. У меня сложилось такое впечатление, что время это меряли какие-то марафонцы, потому что такое расстояние за три часа даже пробежать лёгкой трусцой проблематично. Шли мы бодро, с песнями, периодически задыхаясь на подъёмах, и когда мелодия сложная. Прошли мимо маркированной тропы, которую приняли за подъём на Караби-Яйла, указанный на карте. Когда дорога начала постепенно уходить вниз, стало ясно, что ошиблись. К тому времени уже вечерело, мы устали от долгого перехода, и возвращаться не хотелось. Для лагеря выбрали ближайшее ровное место, но воды рядом не было.

Пока разбирали рюкзаки, я и Соболь сходили к ручью, который проходили по пути сюда. Там искупались, набрали в котлы и бутылки воду и двинули назад. В лагерь вернулись, когда уже стемнело. Чтобы сделать что-нибудь приятное девочкам, ужин приготовили мужчины. У меня получилась редкой гадкости пшеничная каша-суп с тушёнкой, но голодные звери об эстетике не рассуждают — они едят. Ужин запили портвейном, и всем сильно похорошело. Палатку не ставили, потому что не было стоек, даже топор, который остался у второй части группы, не помог бы — стойки здесь не росли. Кое-как натянули верёвку, а на неё полиэтиленовый тент. Потом я пол ночи вспоминал слова Славика, что место это красивое, но ветреное…

* — на самом деле в книге написано 165 минут, 8,7 км.

04.08.2003 Под Караби.

Утром я решил найти утерянную тропу и осмотреть местность. С Соболем, мы пошли вниз по дороге, посмотрели, куда она ведёт. Оказалось, что подходит, только слишком крутая, тяжело идти. Нашли дорогу на Чегинитру. По возвращении в лагерь, у Соболя нашли клеща. Марина долго и с наслаждением выковыривала его под Рамштайн в плеере, а остальные фотографировали это дело. Есть не хотелось, ближе к полудню перекусили горячим от солнца сухим завтраком, дождались плохой погоды и пошли. Над нами бушевала гроза, по открытому месту шли около километра. Было стрёмно: часто рядом сверкали, упираясь в землю, жирные молнии. Довольно быстро мы дошли до стоянки с водой, предположительно т.с. Чегинитра (позже выяснилось, что нет). Это была самая красивая стоянка, на которой я был в Крыму! С трёх сторон нас окружала стометровая стена отвесных скал, у подножья которых росли колючие деревья, с юга плавный спуск к морю устилали виноградники, рядом было несколько прудов с изумрудной водой, отражающих небо. По дороге мы насквозь промокли, дул холодный пронизывающий ветер, но дождь незаметно прекратился. Потом до меня дошло, что ветра здесь нет, в то время, когда вокруг он довольно сильный. Вскоре ветер разогнал облака, и выглянуло солнце.

Мы переоделись в сухую тёплую одежду, и сделали перекус из белого портвейна и сыра. Позже, расслабленные, мы готовили обед, который получился красивым и вкусным (покупайте в поход дорогие макароны!!!) Ужин так же удался. Вечером прошёл небольшой «разбор полётов» и разрядка атмосферы, которая вылилась в долгий задушевный разговор. Уже в палатке, прячась от ночной прохлады, пели под гитару, но простуженный голос у меня сел раньше, чем закончились песни, и мы легли спать.

05.08.2003 Дождь, конфеты, карты.

С самого утра на Караби лил дождь, небо было затянуто тучами, гремел гром. Собирались неторопливо, я надеялся на то, что дождь наверху закончится. Ходили купаться в ручье, фотографировались. Вершины скал над нами терялись в грузных тучах. Они уцепились за край плато и не двигались, над нами было ясное небо. К полудню сборы закончились, мы пошли, и сразу начался дождь. Мокнуть не хотелось, поэтому мы остановились за ручьём и накрылись тентом. Ждали, пока не стало понятно, что дождь не утихнет, а пройти маршрут не успеваем. Палатку поставили на ближайшей поляне, дорогу назад преградил раздувшийся ручей, вода которого несла камни и глину.

Когда мы переоделись в сухую одежду, на нас напал совершенный облом. Весь день лежали, резались в карты и ели конфеты (съели все). Когда игры надоели, а облом не прошёл, легли спать без ужина. Я проснулся часов в десять вечера, почувствовав, что в палатке мало людей. Рядом спали Заряна и Марина. Горел костёр, возле него Соболь грыз лук с хлебом и искал, чего бы ещё приговорить. В палатку зашёл Василёк и спросил, когда ужин. Я спросил Марину: «Хочешь есть?», она ответила «нет», но на вопрос «Будешь есть?» — «Да!». Заряна быстро и однозначно на тот же вопрос ответила утвердительно. Удивлённый таким раскладом, я сходил за чистой водой к роднику, потому что в ручье вода была ещё мутной после дождя, и сварил наваристый суп. После еды спалось лучше, но ветер сильно трепал тент и крепко заснуть удалось лишь к утру.

06.08.2003 Марафон.

Из крепкого утреннего сна нас вырвал звон, раздававшийся со всех сторон. На окрики звон не отзывался, и мы начали вылезать из палатки. Нас разбудили лошади, которых выпустили пастись с большими колокольчиками на шеях. Вокруг палатки щипало траву десятка два лошадей. Мы сфотографировались на их фоне, сделали завтрак, собрались и к десяти вышли. Небо было ясным, жарко светило солнце. Нам нужно было подняться на Караби-Яйла и по краю плато вернуться к т.с. Ай-Алексий. На карте была указана тропа — спуск с плато, но частота горизонтальных линий вызывала некоторое беспокойство по поводу его удобства. От стоянки тропинка резко шла вверх. Через пол часа, мы, наконец, дошли до таинственной т.с. Чегинитра, которая оказалась удобной, но не очень интересной стоянкой. Ещё через пару минут, подошли к роднику Суук-Су, где набрали воды. Примерно через час мы поднялись до развилки дороги на верху, сделали перекус и пошли прямо. Через несколько минут, справа мы увидели живописную скалу. Скинув рюкзаки, я, Соболь и Марина кинулись на восхождение. Когда Соболь подбегал к кустам перед скалой, кто-то крикнул сзади «Осторожно, клещи!», что вызвало у Соболя некоторое смятение, из-за чего он чуть не упал. Видимо воспоминание о вытаскивании клеща из его спины было живо и вселяло ужас. Вершина скалы представляла собой гребень, стоять на котором было негде. Крутой подъём с одной стороны резко переходил в 60-метровый обрыв с другой. Полюбовавшись видом и отсняв пару кадров, мы спустились и продолжили путь.

Минут через десять, поднялись на плато. Здесь было, где разгуляться ветру! Он дул сильно и непрерывно, но со временем, мы перестали его замечать. Дорога вела примерно в нужном нам направлении, по ней и пошли. Через несколько часов она свернула на север. На север нам было не нужно, поэтому пошли на запад, по траве вдоль большой лужи, которая на карте обозначена озером, как я потом понял. Перевалив за холм, и обозрев бескрайнее холмистое пространство плато там, где ожидали увидеть море, мы поняли, что зашли куда-то не туда. Когда поднялись на следующий холм, и панорама не изменилась, я подумал, что совсем не туда, а когда на горизонте увидел метеостанцию, причём строго на западе, облом был полным.

Решили идти на юг — к краю плато. Вода закончилась, в горле пересохло, хотелось есть, но без воды еда идёт плохо. Под ногами была жёсткая, сильно пружинящая трава с камнями, по которой неудобно и тяжело идти, и… холмы, холмы, холмы… Море мы увидели часа через три.

Спуск с плато оказался рядом, указанной на карте тропы по краю плато не наблюдалось. Силы фотографироваться остались только у Соболя и Марины. Сам спуск оказался настолько крутым, что на нём не росли деревья, в воздухе пахло экстримом. Пока шли вниз, у меня носки под кедами провернулись несколько раз вокруг стопы. Ближе к дороге, на склоне я нашёл маленький родник, сочившийся через мох, и даже смог добыть него пару глотков воды. Спуск занял около часа, как только дошли до дороги, сразу накинулись на кислые яблоки, от которых скулы сводит. В лес вошли, когда уже давно стемнело. Дорогу до стоянки я подсвечивал фонариком. К Ай-Алексию пришли в одиннадцать вечера. После водопоя хватило сил на приготовление ужина. Спали крепко.

07.08.2003 Отходняк.

Полноценная днёвка. Встали поздно, по очереди выползая из палатки с интервалом в 20 минут. Пришёл навестить лесник, денег не требовал, удивился, что где-то регистрировали маршрут, в качестве оброка просил убрать вокруг родника, предупредил о какой-то комиссии из Симферополя и ушёл. День проходил за картами и едой. Настроения что-то делать и куда-то идти не было, никуда и не пошли.

08.08.2003 Ай-Алексий.

Утром ещё раз зашёл лесник, разбудил своим приходом, напомнил об оброке. Я убрал мусор вокруг родника — капля в море, там столько хлама! Насобирал в радиусе 10 метров от источника огромный куль мусора. Хит-парад таков: 1) пакетики от шампуня, 2) пачки от сигарет, 3) женские гигиенические прокладки, 4) консервные банки, 5) бутылки. Недаром лесник возил пионеров лес убирать, но тут самосвал нужен, чтобы пару стоянок очистить.

Позже на УАЗике приехала навестить комиссия из Симферополя — два больших, вернее широких, начальника с жёнами. Пришли, посмотрели на нас, на стоянку, почитали карточку регистрации в КСС, посмеялись и поехали дальше. Надо полагать, проверяли лесника.

Уходить мы не торопились, лагерь свернули часов в пять вечера и быстро спустились в с.Генеральское, в цивилизацию.

09-10.08.2003 Море, солнце, камни.

Два дня проходили долго. Выяснилось, что у нас мало денег, а продукты я рассчитывал покупать, а не нести, о чём всех предупреждал. Осталось много сахара и каш. Варить кашу было лень и не на чем — дров с трудом хватало для чая. Питались «мивиной» и солнцем. Много купались, загорали, фотографировались. На второй день, часа в четыре собрались и уехали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.