Рубрики
Альпинизм

Начало конца сезона

Погода в Татрах этой зимой не баловала, а перед долгим выездом заболел. Остался здоровый альпинистский голод. Здоровье и погода наладились, в погодное окно поехал с очередным новым напарником «вычёркивать маршруты из списка» в Словакию. Скорее удалось, чем нет :)

Вид с южного гребня Ломницы на запад

Первым номером был маршрут Станислава Мотыки на восточной стене Ломницы. Хорошая стена, но «техногенная»: встречаются остатки кабелей от канатной дороги, а на вершине — бетонная коробка верхней станции. Маршрут старый, ведёт логичной системой кулуаров по пути наименьшего сопротивления. Тем не менее, есть два ключа по 10 метров WI3 и M5. Классический маршрут традиционно изобилует разрушенный скалой, но сейчас всё качественно залито льдом — чертовски приятно лезть!

В разрыве слоя облаков показалась стена

Здесь нельзя ночевать дикарём, приюта в нужной долине нет, а пролезть что-либо серьёзное без ночлега неподалёку нельзя. Дилемма решается ночлегом под стенами станции канатной дороги. Альпинисты делают вид, что их там нет, а охрана делает вид, что не видит. Так продолжается много лет. Если соблюдать ряд неписанных правил, то проблем не возникает. Но по прогнозу ночь была очень ветреная и я взял штурмовую палатку. Палатка на станции понимания персонала бы не нашла, поэтому мы пошли за моренный вал и спрятались в снежной норе.

Восход солнца над Словакией

Я так давно путешествую в горах и лажу во все сезоны, что управление многими действиями перешло из головного мозга в спинной. Отряхнуть с себя снег перед входом в палатку, не ставить работающую горелку на ветру, прятать в спальнике воду, чтобы не замёрзла, и т.п. Урок, переворачивающий мой мир: этому надо учить :)

С восходом солнца подошли к старту и начали лезть. Однако, я немного просчитался. Плохой сон, влажные ботинки, -10 и отсутствие акклиматизации привели к тому, что пальцы на ногах подмёрзли и не хотели разогреваться. Ещё час в таком духе и отвалились бы… не хорошо.

Старт маршрута и направляющие «троллейбусные провода»

Тем временем, крепкие порывы западного ветра сдували свежий пух со стены и наветренного склона, по маршруту периодически сходили впечатляющего размера пылевые лавины. Пылевые лавины, оставляющие лавинные выносы у основания стены. Слишком свежа память, как оно внутри маленьких пылевых лавин, а в эти потоки могли и унести.

Каждые пять минут пролетало что-то большое и лёгкое

При таком раскладе лезть я не хотел. Альпинизм — это бодрящий отдых, но желательно оставаться живым и здоровым. После короткого обсуждения решили таки сходить на вершину по маршруту спуска. Траверсировали основание стены влево и зашли по восточному кулуару и южному гребню.

Вышли на гребень из кулуара

Под вершиной метров сто крутого снега и участок скал с цепями, верёвку мы не доставали. Наверху — хорошо: бар-ресторан и загорелые туристки.

Гребень Вил — интересный гребневой маршрут с Ломницы на Кежмарский пик

Мы хотели «козырно» спуститься на канатной дороге, но оказалось, что билеты распроданы на три дня вперёд и вверх и вниз.

Море камней и снега

Ногами так ногами. Сопровождаемые записью видео на смартфоны, мы перелезли через ограждение и за полтора часа спустились назад в долину.

Дырка в гребне

Не теряя времени, мы в тот же день мы переехали в Менгушовецкую долину. Здесь я давно хотел пролезть маршрут того же Мотыки на восточной стене Высокой. Четыреста вертикальных метров, два коротких ключа WI3/M4, проще Ломницы. Из приюта в приют 1100 вертикальных метров. Подход утомительный, около трёх часов. По прогнозу была 100% облачность на высоте старта и к полудню короткое прояснение. Я опасался не найти старт маршрута. Повезло, нижний край облаков был на третьей верёвке. Дальше маршрут читался по рельефу в любых условиях. Перед нами вышла тройка словаков, туда же, протоптали нам подход. Пруха!

Вид с восточной стены Высокой: облака на пол часа поредели

Мы дошли за 2:20 и упёрлись в них на старте. Я рассчитывал их увидеть на 2-3 верёвки выше. Пока мы подходили, они мучительно долго готовились лезть. Запахло закатом солнца в середине маршрута :) Но словаки предложили нам их обогнать «по головам», чем мы с удовольствием воспользовались. Две верёвки с переходом на одновременную страховку мы их обгоняли по узкому ледовому кулуару :D Зато мы им протоптали изнурительную верхнюю часть маршрута и спуск.

Патагонский снег у вершины Высокой

Спуск был по здоровому южному кулуару, 50-градусный верх был сморожен, 30-градусный низ начало отпускать. Прошли близко на границе безопасного — чуть меньше облаков и пришлось бы ждать заката, чтобы склон смёрзся. Внизу подлип кошек был чудовищный, но как зашли в тень от соседнего гребня, сразу похорошело.

Бодрящая крутизна склона в начале спуска с Высокой

С напарником мы договаривались на четыре дня, и погода пела, и под следующий маршрут было протоптано, и разлазились, но ему позвонила жена и сказала чтобы возвращался немедленно. Он сел и поехал! Я уронил челюсть на пол… Хорошо иногда освежить впечатления, совершая восхождения с новыми людьми :)