Рубрики
Журнал

Ориентирование на выживание

В минувшее воскресенье завершился межвузовский чемпионат по спортивному ориентированию. Четверг и пятница были посвящены ориентированию на коротких дистанциях, которое проходило в парках университетов. Я не участвовал в эти дни.

Кто ходил: Саша Усенко, Наташа Болсунова, Оля Говор, я (Женя Образцов).

Куда ходил: Спортивное ориентирование, межвузовский чемпионат, Днепропетровская область.

Когда ходил: 10.03.05-13.03.05.

Ориентирование на выживание

В минувшее воскресенье завершился межвузовский чемпионат по спортивному ориентированию. Четверг и пятница были посвящены ориентированию на коротких дистанциях, которое проходило в парках университетов. Я не участвовал в эти дни.

В субботу проводилось ориентирование на средних дистанциях, в лесном массиве неподалёку от г. Днепродзержинска. В девять утра я пришёл к Новому Центру, откуда нас до старта и назад везли на автобусе. Из Авангарда пришли Саша, Наташа, Оля Галушко и я. Дорога — самое яркое воспоминание об этом дне. Автобус работал, питаясь, видимо, нервами механиков: выхлоп был в салон, через каждые десять километров он останавливался и отдыхал пару минут, а каждый раз, когда водитель нажимал на газ, двигатель издавал предсмертный вой, и салон наполнялся дымом.

Несмотря ни на что, до места старта доехали. Погода была холодная, дул пронизывающий ветер, но боевой дух не давал замёрзнуть. Мы переписали легенды и порядок КП с пляшущих на ветру бумажек и пошли переодеваться, спрятавшись от леденящего ветра за небольшим уступом.

Межвузовский чемпионат по спортивному ориентированию проводился параллельно с чемпионатом области, народу было много, но нас, чтобы не мёрзли, выпустили раньше. Местность для ориентирования была очень приятной: далеко просматривалась и легко пробегалась, практически без подлеска и травы, множество ярких ориентиров. Я побежал, но сосредоточиться перед стартом не смог. В результате пролетел вдвое больше расстояние до первого КП и ошибся в азимуте, пришлось брать КП с пятого по первый в обратном порядке. Долго провозился со вторым. Постановщики натыкали фонарей на несколько разных дистанций, и это часто сбивало с толку: видишь КП, понимаешь, что не твоё, но всё равно хочется посмотреть номер. Само оформление КП тоже напрягало: номер виден только сверху, т.е., чтобы его увидеть, нужно подойти к нему. Дальше всё пошло легко и быстро. Прямо у финиша совершил досадную ошибку: искал КП, которого не существует, это отняло ещё около трёх минут. В целом, побегал хорошо, в своё удовольствие, но ориентировался плохо. После финиша пошли искать заблудившихся студенток, встретили их в компании Наташи, которая проводила экскурсию по дистанции.

Воскресенье было посвящено ориентированию на длинных дистанциях (М-6,9 км; Ж-5,0 км, перепад высот 150 и 200 м соответственно) по сильно пересечённой местности. Мероприятие проходило в районе пос. Подгородное. Дистанция объединяла в себе берег р. Кильчень, прибрежные овраги и поля.

Как обычно, встал утром попозже. В мозгу отложилось, что на пл. Островского в 8-00 толпа народу будет забиваться в рейсовый автобус. Прибежал на остановку без двух минут восемь: нет толпы, нет автобуса. Как оказалось, и не должно было быть. Без проблем добрался до Подгородного, встретил там тех, кто приехал раньше и все вместе пошли к месту старта. Настроение было боевое, солнышко пригревало, вокруг — весна (мы ещё не знали, что это очень плохо)!

Немного удивило то, что ориентировщики, любящие комфорт, сделали старт так далеко от транспорта. Ну да ладно, нам не привыкать. Несколько километров асфальта до военной части прошли быстро, маркировка привела к краю поля, где были обозначены старт и финиш. Почему-то по дистанции в недетском темпе бегали люди с картами. Постепенно народу прибывало, около одиннадцати был объявлен старт. Поначалу отправляли ориентироваться каждую минуту целые толпы, потом карты для класса М-21 закончились, едва успев начаться. Успели стартовать только мастера, Малый и Гепард. Когда стало понятно, что карт до возвращения первых участников не предвидится, мы потихоньку переместились на финиш и стали ждать. Минут через двадцать, начали финишировать первые участники. Творилось что-то невероятное: со старта все убегали довольно оживлённо, и никаких неприятностей не предвиделось, зато на финише участники выглядели жутко! Они возвращались грязные и мокрые по уши, и либо с матами проходили мимо, либо с отсутствующим выражением на лице пробегали, забыв отдать карточку. Все, кто мог говорить, говорили, что там полная жопа. Но мы не верили и стойко ждали, чтобы финишировал хоть кто-нибудь из М-21, чтобы забрать карту.

Прошло достаточно много времени, прежде чем на горизонте появился первый носитель подходящей карты. К тому времени мы поверили, что там плохо, раз КВ подходило к концу, а никто ещё не прибежал, но своего намерения стартовать не оставили. Постепенно мы переместились на старт, и спустя два с половиной часа после старта первых участников мы таки побежали. Следует отметить, что погода стояла хорошая, солнечная (до того, как стартовали), температура поднялась до плюс семи. Дистанция превратилась в море грязи, полностью не растаяли только стенки оврагов, там под грязью была замёрзшая земля и лёд.

Я стартовал предпоследним, Саша — последним. Триста метров до начала ориентирования не внушали никакого оптимизма, как, впрочем, и не пугали: под ногами было весеннее полевое месиво. Первые три КП были относительно простыми, обрывов почти не было. На второе КП мы прибежали в паровозе из трёх-четырёх человек. Неприятности начались перед следующим КП, расположенным на склоне довольно крутого оврага. Искали мы его дольше предыдущих, а когда нашли, то приблизится к нему было сложно. Начала проявляться следующая закономерность: спуски в овраги были выражено однозначными — или ты очень медленно и аккуратно спускаешься, либо ты быстро, но неконтролируемо едешь. Из растительности на дистанции преобладали какие-то кровожадные колючие заросли. К четвёртому КП люди спускались, медленно и осторожно проламываясь через колючие заросли по крутому и скользкому склону. Я увидел, что под кустами можно проползти, лёг на землю, думал, что самый умный, проехал под зарослями на заднице. Но вот беда, продолжал набирать скорость и мгновение спустя, ситуация мне совершенно не нравилась. Риск поймать какой-нибудь пенёк стал вполне реальным. К счастью попалось дерево, в которое я и зарубился.

Путь к пятому КП преграждал полноводный ручей, вариантов обойти его видно не было, и брод глубиной по колено освежил начавшие поглюкивать мозги. К тому времени штаны и обувь набрали воды, бежать и идти стало тяжелее. Паровоз развалился, я потерял из виду Сашу и студентов. Перед пятым КП — седловина, снова увидел Сашу, он был впереди на сотню метров. КП было легко найдено, т.к. читалось по легенде издалека. С шестым КП тоже проблем не возникло, но тяжёлый рельеф начал сказываться и бежать в этой грязи сил уже не хватало. До седьмого КП полубежал по дороге, длинную яму на склоне найти оказалось не сложно. Сам склон, запомнился своей обманчивой сухостью. Сверху на терассах была трава, но под ней по всему склону текло, даже не ручей, а большое ледяное болото. У восьмого КП я начал впадать в транс.

Мозги постепенно отключались, видел только место, куда нога становится, а направление к промежуточному ориентиру скорее чувствовал. Но тут новый сюрприз: дальше нужно было двигаться около километра через… раскисшее паханое поле! Эта идея мне очень не понравилась, но выбора не было, и я побежал по азимуту на девятое КП. Именно побежал, потому что идти здесь было тяжелее. Как ни странно, двигаться по пашне оказалось даже удобнее, чем по склонам балки. То, что было дальше на маршруте, я видел по карте, но всю прелесть зелёной заливки я оценил, когда подбежал ближе. Трактуется это, как «трудно или невозможно идти», но эта формулировка не передаёт всего колорита местности, через которую приходилось продираться. Идти через эти заросли было больно, как через живую изгородь из терновника толщиной в десятки метров.

Девятое и десятое КП не запомнилось, в памяти отпечатались только колючие заросли. Прибежал в район одиннадцатого КП, увидел поднимавшегося из оврага Сашу со студентом, спросил, где КП, Саша махнул рукой и выдохнул, не останавливаясь: «Там». Я побежал «туда». Овраг. Глубокий. Крутой. Пробежал до начала, КП нет. «Дзинь», звонок в мозгу — далеко ушёл. Посмотрел легенду, не помогло, спустился в овраг, пробежал от начала до нового звонка, и назад. Нет. Наконец, мозги сработали в правильном направлении, я посмотрел на противоположный берег оврага, и увидел спускающихся студентов. Как же раньше не подумал! Поднялся наверх (с третьего раза), прокомпостировал карточку, спустился, побежал по дну оврага до пересечения тропинки с дорогой. Дальше — вдоль оврага на 12-е КП. Найти КП оказалось легче, чем микроямку, описанную в легенде. Ей оказалась какая-то нора, скрытая в траве.

Дальше карта читалась легко, 500 метров до следующего 13 КП. Промах. Нет, не может быть, второй заход: КП нет, третий заход… ах, да… контрольное время минут пять-десять, как закончилось. Но автопилот уже был такой, что я добежал до 14 КП, которого тоже не оказалось, прежде чем осознал, что нужно возвращаться, и что возвращаться далеко.

На финише почти никого не осталось. Мы собрались и пошли к маршрутке. По пути весело сушили Олины штаны, на ходу растянув их поперёк дороги, и вообще, бежали, как будто и не было тех километров по оврагам. С моих штанов кусками сыпалась подсохшая земля, а взять сменные я как-то не подумал. Чтобы не шокировать маршрутчиков, завязал на поясе куртку, но вид оставался колоритным. Уставшие, но довольные, мы возвращались домой.

Резюме

  • Чтобы хорошо ориентироваться, нужно тренироваться ориентироваться.
  • Сильно сказывается отсутствие теоретической подготовки. Неплохо бы в клубе устроить лекции на тему общей информации, техники и тактики спортивного ориентирования.
  • Нужно тренироваться, чтобы автопилот не включался через три километра дистанции (пусть даже это и сложная пересечёнка).
  • Одежда для ориентирования нужна соответствующая: шиповки, тонкие капроновые штаны и такая же ветровка — неспроста они (ориентировщики) в этом бегают.
  • Плохо стартовать и приходить в конце: на финише всё вкусное съедено, всё жидкое выпито, и весь народ разъехался. :)
  • Ориентирование на длинных дистанциях в слякотно-грязевую погоду — отдельный вид спорта для сильных духом и телом. Мне было жалко неспортивных студенток, которых насильно направили на это жесткое действо.

Евгений Образцов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.