Skip to main content

Встречный проводник (ленточный узел) потенциально опасен

Это популярный узел для связывания строп. До появления сшитых петель, встречный проводник применялся повсеместно для связывания петель из стропы для промежуточных точек благодаря своей экономичности, компактности и относительной простоте.

Сейчас его применяют в основном для дюльферных петель на расходной стропе. Периодически эти петли развязываются с авариями или без. Обычно причины списывают на неправильное завязывание узла — это возможно. Так же известно, что этот узел может плыть на скользкой верёвке при циклической нагрузке. Но при определённом стечении обстоятельств встречный проводник может легко развязаться самостоятельно, даже если был затянут намертво и связанная им петля была в ходу пару лет. Как и когда это может произойти, обнаружил специалист по безопасности Пит Шуберт при анализе НС для судебного разбирательства: развязалась станционная петля, завязанная инструктором альпинизма, травмы получил школьник. 

Как происходит развязывание

Встречный проводник может развязаться, если виток стропы зацепится за крупный кристалл породы или скальную иглу.

Достаточно потянуть массой тела и даже сильно затянутая петля может развязаться:

Как избежать проблем

  • Использовать встречную восьмёрку для дюльферных петель
  • Использовать сшитые петли для промежуточных точек

Аналогичная судьба может постигнуть и дубовый узел, которым связывают дюльферную верёвку. Поэтому желательно, чтобы узел не касался скалы при дюльфере. Документально подтверждённых таких случаев пока не было.

Эти особенности узла и связанные с ним аварии в альпинизме обсуждаются во втором томе этой книги.

Возможно, масса случаев развязывания петель, связанных этим узлом объясняется не только тем, что узел ползёт и может быть завязан неверно. Например, несчастный случай со Святославом Сенчиной (МС, инструктор, Львов, Чёртовы Скалы), когда развязалась удлиняющая станцию петля из основной верёвки. Ошибаются все, но инструктора регулярно применяют свои знания, поэтому в голове они держатся значительно лучше, чем у тех, кто никого не учит. Считаю, что вероятность ошибки при завязывании была минимальной.

Одинарный булинь — тоже проблемный.

3 Комментарии “Встречный проводник (ленточный узел) потенциально опасен

  1. Даже ранее знали, что надо контрольные узлы. На оттяжки вязали — было ! Но садились после и прошивали концы с обеих сторон. Конечно такой узел хочеться применить для петли на спуске т.к меньше тратиться стропы и экономно. Здесь условие , чтобы не касался выступающих частей — думаю зная про это можно и при условия сам вяжу. Если петля связана старая и виден этот узел то ??
    На самом деле надо вязать надёжные узлы встречную восьмёрку . греп вайн — это надёжно и без оговорок! Но знать это надо! И тогда не буде желания использовать » такую» старую петлю.

    1. Я почти всегда докладываю свой 5 или 6-мм реп на дюльферные станции.

      Самый экономичный, но адекватно надёжный узел для связки верёвок — австрийский проводник. Петля, но без петли :)

      1. Да! Узел третьего — он же… Чудесный самозатягивающийся и надёжный. Жаль — но его многие не знают как вязать. Часто нужен на основной верёвке -на леднике или особенно когда её перебило не полностью!! А вот вязать когда концы висят т.е на куске репа или полностью перебитой верёвке — это без работы над этим дома и без внедрения на маршрутах постоянно- то не просто. Узлу зачёт!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *