Skip to main content

Безопасность и риск на скалах и льду, том 1 и 2, Пит Шуберт

После прочтения третьего тома, понял, что первый и второй — это обязательное чтиво, так что при первой же возможности купил. Самым ценным в трилогии является первый том. Полезность остальных уменьшается с каждым томом. В последующих добавлено то, что не влезло в первый а так же новая статистика. Восьмое издание первого тома 2009 года дополнено актуальными сведениями. Первое вышло в 1995 году, когда ещё не было мобильных телефонов, интернета, таких мощных суперкомпьютеров для расчёта прогноза погоды и т.д. Вероятно, это наиболее систематизированная, полная и доступная публикация по вопросу базовых (очевидных или не очень), часто повторяющихся ошибок альпинистов, приводящих к авариям или опасным ситуациям.

Шуберт анализирует аварии до которых «мог дотянуться» во времена существования «железного занавеса» (комиссия по безопасности DAV создана в 1968 году), в основном — немецкие, австрийские и других альпийских стран. Это налагает некоторую специфику, например, использование качественного снаряжения, сдвоенных и двойных верёвок, страховка полустременем (узлом UIAA), наличие виа-феррат, огромная масса туристов в горах каждые выходные, наличие сети горных приютов и биваков и т.п. Аварий, произошедших на территории гор бывшего советского союза в книге упоминается мало.

Немецкое издание: Pit Schubert, Sicherheit und Risiko in Fels und Eis, Band 1, 2008

 

Во время чтения русскоязычных материалов (разборы НС комиссиями) создаётся впечатление, что читаешь какой-то протокол судебного заседания, где ищут виноватого и это главная цель. В этих книгах анализ не давит на психику. Обычно ситуация выглядит так:  «а вот такое НС случилось, а вот из-за этого, а мы взяли и смоделировали ситуацию, а вот такие-то результаты, а вот что делать, чтоб не повторилось». Не исключаю, что «советские разборы» более детальные, но для меня менее полезные. Если хочется деталей, то в конце первого тома есть ссылки на детальные разборы аварий, упомянутых в книге комиссией по безопасности DAV (они на немецком). Всё же, сложные случаи, в которых к аварии привела цепь неудачных тактических решений без ярко выраженной ошибки лучше изучать по лучшим «советским разборам» или на каких-нибудь курсах.

Первый том — польский перевод (2011) восьмого издания оригинала (2009). Количество переизданий книги говорит о её востребованности. Восемь — это абсолютный бестселлер. Содержание книги — систематизированные примеры типовых аварий в альпинизме и горном туризме, скалолазании и виа-ферратах с разбором причин и того, как избежать. Много маленьких но достаточных для понимания содержания фотографий и большое количество хороших схематичных рисунков в стиле каталога Пецеля.

Мой перевод оглавления первого тома (без содержания глав):

Как это могло случиться? Учимся на ошибках … 8
Вступление к польскому изданию …10
Опасность, связанная с резким изменением погоды … 12
Опасность, связанная с поражением молнией … 47
Могут ли верёвки ещё рваться?  … 72
Криминальные загадки  … 85
Могут ли карабины ещё ломаться?  … 94
Связывание верёвкой — постоянная проблема  … 106
Почему не булинь?  … 127
Дюльфер — кажущаяся безопасной техника альпинизма … 135
Кажущееся безопасным скалолазание с верхней страховкой  … 153
Схватывающие устройства — замена страхующего напарника … 176
Отвратительный слом (об эррозии скал) … 186
Верёвка между ног … 211
Отступление так же скрывает опасность …  217
В каске или без?  … 227
Что ещё может случиться  … 237
Прыжки маятником на верёвке … 265
Часто недооцениваемая опасность — ледниковые трещины … 275
Опасность, связанная со срывом одного напарника другим … 295
Всё возможно … 315
Не всегда лёгкая работа спасателя … 325
Остаётся небольшой повод для радости … 335
Что в этом всём правда? — Благодарности … 343
Публикации Комиссии по Безопасности (DAV) … 346
Создание Комиссии по Безопасности (DAV) … 349
25 лет Комиссии по Безопасности DAV … 351

Второй том во много перекликается с первым. Это польский перевод (2014) третьего немецкого издания второго тома (2011). После успеха первого тома, Пит Шуберт продолжил работу над книгой. Тематика расширена туризмом, виа-ферратами и другими горными активностями.

Немецкое издание: Pit Schubert, Sicherheit und Risiko in Fels und Eis, Band 2, 2011

Мой перевод оглавления второго тома:

Вступление … 8
Учимся на чужих НС … 9
Вступление к польскому изданию … 10
Первые путешествия — простейшая форма знакомства с горами … 13
Внимание на сердце и систему кровообращения … 28
Карстовые колодцы — обманчивые ловушки … 35
Умереть, в общем, не так уж просто … 47
Ферраты — любимые и посещаемые … 65
На сколько безопасны ферраты? … 79
Опасность поражения молнией на ферратах … 93
Опасность камнепадов на ферратах и других маршрутах … 107
Переход от скалодрома к высокие горы бывает трудным … 111
Верёвки выдерживают большем, чем нам кажется … 122
Самостраховка на станции важна, если дорога своя жизнь … 139
Ленточный узел (встречный проводник) может развязаться самостоятельно … 151
Лейкопластырь — опасная ошибка … 162
Всё может случиться, так же во время дюльфера … 169
Дюльфер на одной верёвке? … 182
Синхронный дюльфер … 186
Повреждение карабинов и положение восьмёрки (спускового устройства) … 191
Опускание на короткой верёвке … 198
Крючья для организации верхней страховки … 214
Риск перетирания петли — хватит пары метров … 220
Что ещё может случиться … 227
Премия Дарвина — за «выдающиеся» успехи на интеллектуальном поле … 239
Нет риска, нет веселья! Человек в поисках адреналина … 247
Вмешиваться или держать язык за зубами? … 264
Счастье в несчастье … 278
Спасение в горах — трудный и опасный кусок хлеба … 293
Алкоголь в горах. Сколько промиле можно себе позволить … 331
Нетипичное и забавное … 336
Слова благодарности в заключение … 343

Для кого эти книги: для альпинистов всех уровней, скалолазов, горных туристов, путешественников в горах (части 1 и 2 тома), инструкторов по альпинизму и горному туризму.

Кому не нужны: тем, кто не ходит в горы. Так же мало пользы будет тем, кто ходит по тропам (не использует верёвку).

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.