Рубрики
Альпинизм Скалолазание

Безопасность и риск на скалах и льду, том 1 и 2, Пит Шуберт

После прочтения третьего тома, понял, что первый и второй — это обязательное чтиво, так что при первой же возможности купил. Самым ценным в трилогии является первый том. Полезность остальных уменьшается с каждым томом. В последующих добавлено то, что не влезло в первый а так же новая статистика. Восьмое издание первого тома 2009 года дополнено актуальными сведениями. Первое вышло в 1995 году, когда ещё не было мобильных телефонов, интернета, таких мощных суперкомпьютеров для расчёта прогноза погоды и т.д. Вероятно, это наиболее систематизированная, полная и доступная публикация по вопросу базовых (очевидных или не очень), часто повторяющихся ошибок альпинистов, приводящих к авариям или опасным ситуациям.

Шуберт анализирует аварии до которых «мог дотянуться» во времена существования «железного занавеса» (комиссия по безопасности DAV создана в 1968 году), в основном — немецкие, австрийские и других альпийских стран. Это налагает некоторую специфику, например, использование качественного снаряжения, сдвоенных и двойных верёвок, страховка полустременем (узлом UIAA), наличие виа-феррат, огромная масса туристов в горах каждые выходные, наличие сети горных приютов и биваков и т.п. Аварий, произошедших на территории гор бывшего советского союза в книге упоминается мало.

Немецкое издание: Pit Schubert, Sicherheit und Risiko in Fels und Eis, Band 1, 2008

 

Во время чтения русскоязычных материалов (разборы НС комиссиями) создаётся впечатление, что читаешь какой-то протокол судебного заседания, где ищут виноватого и это главная цель. В этих книгах анализ не давит на психику. Обычно ситуация выглядит так:  «а вот такое НС случилось, а вот из-за этого, а мы взяли и смоделировали ситуацию, а вот такие-то результаты, а вот что делать, чтоб не повторилось». Не исключаю, что «советские разборы» более детальные, но для меня менее полезные. Если хочется деталей, то в конце первого тома есть ссылки на детальные разборы аварий, упомянутых в книге комиссией по безопасности DAV (они на немецком). Всё же, сложные случаи, в которых к аварии привела цепь неудачных тактических решений без ярко выраженной ошибки лучше изучать по лучшим «советским разборам» или на каких-нибудь курсах.

Первый том — польский перевод (2011) восьмого издания оригинала (2009). Количество переизданий книги говорит о её востребованности. Восемь — это абсолютный бестселлер. Содержание книги — систематизированные примеры типовых аварий в альпинизме и горном туризме, скалолазании и виа-ферратах с разбором причин и того, как избежать. Много маленьких но достаточных для понимания содержания фотографий и большое количество хороших схематичных рисунков в стиле каталога Пецеля.

Мой перевод оглавления первого тома (без содержания глав):

Как это могло случиться? Учимся на ошибках … 8
Вступление к польскому изданию …10
Опасность, связанная с резким изменением погоды … 12
Опасность, связанная с поражением молнией … 47
Могут ли верёвки ещё рваться?  … 72
Криминальные загадки  … 85
Могут ли карабины ещё ломаться?  … 94
Связывание верёвкой — постоянная проблема  … 106
Почему не булинь?  … 127
Дюльфер — кажущаяся безопасной техника альпинизма … 135
Кажущееся безопасным скалолазание с верхней страховкой  … 153
Схватывающие устройства — замена страхующего напарника … 176
Отвратительный слом (об эррозии скал) … 186
Верёвка между ног … 211
Отступление так же скрывает опасность …  217
В каске или без?  … 227
Что ещё может случиться  … 237
Прыжки маятником на верёвке … 265
Часто недооцениваемая опасность — ледниковые трещины … 275
Опасность, связанная со срывом одного напарника другим … 295
Всё возможно … 315
Не всегда лёгкая работа спасателя … 325
Остаётся небольшой повод для радости … 335
Что в этом всём правда? — Благодарности … 343
Публикации Комиссии по Безопасности (DAV) … 346
Создание Комиссии по Безопасности (DAV) … 349
25 лет Комиссии по Безопасности DAV … 351

Второй том во много перекликается с первым. Это польский перевод (2014) третьего немецкого издания второго тома (2011). После успеха первого тома, Пит Шуберт продолжил работу над книгой. Тематика расширена туризмом, виа-ферратами и другими горными активностями.

Немецкое издание: Pit Schubert, Sicherheit und Risiko in Fels und Eis, Band 2, 2011

Мой перевод оглавления второго тома:

Вступление … 8
Учимся на чужих НС … 9
Вступление к польскому изданию … 10
Первые путешествия — простейшая форма знакомства с горами … 13
Внимание на сердце и систему кровообращения … 28
Карстовые колодцы — обманчивые ловушки … 35
Умереть, в общем, не так уж просто … 47
Ферраты — любимые и посещаемые … 65
На сколько безопасны ферраты? … 79
Опасность поражения молнией на ферратах … 93
Опасность камнепадов на ферратах и других маршрутах … 107
Переход от скалодрома к высокие горы бывает трудным … 111
Верёвки выдерживают большем, чем нам кажется … 122
Самостраховка на станции важна, если дорога своя жизнь … 139
Ленточный узел (встречный проводник) может развязаться самостоятельно … 151
Лейкопластырь — опасная ошибка … 162
Всё может случиться, так же во время дюльфера … 169
Дюльфер на одной верёвке? … 182
Синхронный дюльфер … 186
Повреждение карабинов и положение восьмёрки (спускового устройства) … 191
Опускание на короткой верёвке … 198
Крючья для организации верхней страховки … 214
Риск перетирания петли — хватит пары метров … 220
Что ещё может случиться … 227
Премия Дарвина — за «выдающиеся» успехи на интеллектуальном поле … 239
Нет риска, нет веселья! Человек в поисках адреналина … 247
Вмешиваться или держать язык за зубами? … 264
Счастье в несчастье … 278
Спасение в горах — трудный и опасный кусок хлеба … 293
Алкоголь в горах. Сколько промиле можно себе позволить … 331
Нетипичное и забавное … 336
Слова благодарности в заключение … 343

Для кого эти книги: для альпинистов всех уровней, скалолазов, горных туристов, путешественников в горах (части 1 и 2 тома), инструкторов по альпинизму и горному туризму.

Кому не нужны: тем, кто не ходит в горы. Так же мало пользы будет тем, кто ходит по тропам (не использует верёвку).

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.