Рубрики
Альпинизм Скалолазание

Самостраховка на дюльфере, безопасность

Верить никому нельзя…

Даже мне.

Был на лекции, посвящённой ошибкам, которые могут случиться при работе с верёвкой. Узнал много интересного. Думаю, у всех случалось забыть закрутить муфту карабина или неправильная встёжка карабина в крюк. Но это очевидное. Есть другие ошибки, не очевидные, которые могут случиться и случаются. Их сотни, всех я не знаю и у меня нет цели привести все здесь. Речь пойдёт о самостраховке на дюльфере.

Спускаться дюльфером удобнее, когда спусковое устройство выше схватывающего узла. Вес тела приходится в первую очередь на спусковое устройство и вероятность нежеланного зависания на узле ниже.

Итак, сначала о том, как правильно перенести схватывающий узел под спусковое: картинка из каталога Petzl.

Возможны небольшие модификации, но в целом, идея заключается в том, что спусковое устройство удалено от схватывающего узла на столько, что:

  1. Вы можете достать до него рукой.
  2. В любой ситуации схватывающий узел не может упереться в спусковое устройство.

60-см петля для такой системы слишком короткая — получается неудобная длина самостраховки. Лучше подходит длиной 90-см. Если эта петля ещё и самостраховка, она должна быть нейлоновой. Даже маленькие рывки на Дайнеме дают большие нагрузки: петля из Дайнемы с узлом при падении чушки весом 80 кг с фактором 1… рвётся. Это не значит, что Дайнему использовать нельзя, это значит, что надо думать головой где и как можно её использовать.

Существует британская школа приёмов страховки, самостраховки и прочего. Примеры приёмов приведены на страницах крупнотиражных журналов, на их сайтах, кочуют по блогам и, вероятно, им обучают британские горные гиды. Примеры распространения: статья на сайте журнала Climber, статья на сайте ukclimbing.co.uk (здесь решили проблему №2, последняя, серьёзная — не решаема и никто о ней не говорит), учебный DVD Get Out On Rock и вообще, масса роликов на ютюбе с иллюстрациями подобного метода самостраховки.

Предлагаемый популярный метод заключается в переносе схватывающего узла под спусковое устройство без использования удлиняющей стропы. На первый взгляд, на фотографиях выглядит нормально. Но если подумать — это не так. А если попробовать и вдумчиво протестировать — кошмар!

Фотографию для иллюстрации ошибки взял из статьи на сайте журнала Climber, жирное «NO!» — от меня. На фотографии две или три ошибки (!), каждая из которых может привести к несрабатыванию схватывающего.

1) Небрежность в выборе длины схватывающего узла. Было бы логично сделать его максимально коротким в такой конфигурации (добавить ещё один виток к автоблоку либо укоротить петлю из репшнура). Но это особо не влияет на конечный результат.


2) Крепление петли схватывающего узла к системе.

 

Картинка отсюда

При таком расположении карабина, он давит на пряжку бедренной петли системы и может разблокировать её на некоторых системах (но не всех или не всегда). Бедренная петля системы удлинится до максимальной длины. Это приведёт к тому, что схватывающий узел заедет в спусковое устройство, а вы останетесь висеть на поясной и одной бедренной петлях системы.

Подготовленные люди с этим справятся, у новичков могут быть проблемы.

Об этой проблеме начали говорить примерно 1-2 года назад (2010-2011 год). Предлагаемые способы решения заключаются во встёжке карабина ближе к страховочной петле. Это обостряет следующую, не решаемую проблему, о которой почему-то не говорят.

3) При опрокидывании вниз головой схватывающий узел (любой, даже самый короткий) может упереться в спусковое устройство и не сработать!

Проверить легко: вешаем на турник кусок верёвки, зависаем на высоте чуть больше длины торса, переворачиваемся вниз головой, оп! Только учтите — вниз головой падать больно и опасно даже с нулевой высоты. Нужна каска, кто-нибудь должен подстраховать, краш-пэд, если есть.

Карабин со спусковым устройством переедет по страховочной петле беседки в другую сторону. Даже самый короткий (автоблок) и компактно завязанный самосхватывающий узел с большой вероятностью упрётся в спусковое устройство.

P.S. Забавно, что у меня не получилось проиллюстрировать своими фотографиями «переворот». Использовал сдвоенную (для дюльфера) мохнатую одинарную верёвку, систему с нерегулируемыми бедренными петлями и маленькие карабины. Значит проявляться будет не во всех случаях. Несрабатывание видел на «более горном» снаряжении: обычной, не ультралёгкой, системе и тонких сдвоенных верёвках. Может быть, мне просто страшно было без страховки достаточно энергично перевернуться, чтобы карабин со спусковым переехал на другую сторону страховочной петли системы.

Евгений Образцов

Один ответ к “Самостраховка на дюльфере, безопасность”

Некоторые опытные альпинисты считают этот способ безопасным. Тем не менее, наглядной демонстрацией я убеждён, что способ опасный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.