Skip to main content

Самостраховка на дюльфере, безопасность

Верить никому нельзя…

Даже мне.

Был на лекции, посвящённой ошибкам, которые могут случиться при работе с верёвкой. Узнал много интересного. Думаю, у всех случалось забыть закрутить муфту карабина или неправильная встёжка карабина в крюк. Но это очевидное. Есть другие ошибки, не очевидные, которые могут случиться и случаются. Их сотни, всех я не знаю и у меня нет цели привести все здесь. Речь пойдёт о самостраховке на дюльфере.

Спускаться дюльфером удобнее, когда спусковое устройство выше схватывающего узла. Вес тела приходится в первую очередь на спусковое устройство и вероятность нежеланного зависания на узле ниже.

Итак, сначала о том, как правильно перенести схватывающий узел под спусковое: картинка из каталога Petzl.

Возможны небольшие модификации, но в целом, идея заключается в том, что спусковое устройство удалено от схватывающего узла на столько, что:

  1. Вы можете достать до него рукой.
  2. В любой ситуации схватывающий узел не может упереться в спусковое устройство.

60-см петля для такой системы слишком короткая — получается неудобная длина самостраховки. Лучше подходит длиной 90-см. Если эта петля ещё и самостраховка, она должна быть нейлоновой. Даже маленькие рывки на Дайнеме дают большие нагрузки: петля из Дайнемы с узлом при падении чушки весом 80 кг с фактором 1… рвётся. Это не значит, что Дайнему использовать нельзя, это значит, что надо думать головой где и как можно её использовать.

Существует британская школа приёмов страховки, самостраховки и прочего. Примеры приёмов приведены на страницах крупнотиражных журналов, на их сайтах, кочуют по блогам и, вероятно, им обучают британские горные гиды. Примеры распространения: статья на сайте журнала Climber, статья на сайте ukclimbing.co.uk (здесь решили проблему №2, последняя, серьёзная — не решаема и никто о ней не говорит), учебный DVD Get Out On Rock и вообще, масса роликов на ютюбе с иллюстрациями подобного метода самостраховки.

Предлагаемый популярный метод заключается в переносе схватывающего узла под спусковое устройство без использования удлиняющей стропы. На первый взгляд, на фотографиях выглядит нормально. Но если подумать — это не так. А если попробовать и вдумчиво протестировать — кошмар!

Фотографию для иллюстрации ошибки взял из статьи на сайте журнала Climber, жирное «NO!» — от меня. На фотографии две или три ошибки (!), каждая из которых может привести к несрабатыванию схватывающего.

1) Небрежность в выборе длины схватывающего узла. Было бы логично сделать его максимально коротким в такой конфигурации (добавить ещё один виток к автоблоку либо укоротить петлю из репшнура). Но это особо не влияет на конечный результат.


2) Крепление петли схватывающего узла к системе.

 

Картинка отсюда

При таком расположении карабина, он давит на пряжку бедренной петли системы и может разблокировать её на некоторых системах (но не всех или не всегда). Бедренная петля системы удлинится до максимальной длины. Это приведёт к тому, что схватывающий узел заедет в спусковое устройство, а вы останетесь висеть на поясной и одной бедренной петлях системы.

Подготовленные люди с этим справятся, у новичков могут быть проблемы.

Об этой проблеме начали говорить примерно 1-2 года назад (2010-2011 год). Предлагаемые способы решения заключаются во встёжке карабина ближе к страховочной петле. Это обостряет следующую, не решаемую проблему, о которой почему-то не говорят.

3) При опрокидывании вниз головой схватывающий узел (любой, даже самый короткий) может упереться в спусковое устройство и не сработать!

Проверить легко: вешаем на турник кусок верёвки, зависаем на высоте чуть больше длины торса, переворачиваемся вниз головой, оп! Только учтите — вниз головой падать больно и опасно даже с нулевой высоты. Нужна каска, кто-нибудь должен подстраховать, краш-пэд, если есть.

Карабин со спусковым устройством переедет по страховочной петле беседки в другую сторону. Даже самый короткий (автоблок) и компактно завязанный самосхватывающий узел с большой вероятностью упрётся в спусковое устройство.

P.S. Забавно, что у меня не получилось проиллюстрировать своими фотографиями «переворот». Использовал сдвоенную (для дюльфера) мохнатую одинарную верёвку, систему с нерегулируемыми бедренными петлями и маленькие карабины. Значит проявляться будет не во всех случаях. Несрабатывание видел на «более горном» снаряжении: обычной, не ультралёгкой, системе и тонких сдвоенных верёвках. Может быть, мне просто страшно было без страховки достаточно энергично перевернуться, чтобы карабин со спусковым переехал на другую сторону страховочной петли системы.

Евгений Образцов

Комментарий “Самостраховка на дюльфере, безопасность

  1. Некоторые опытные альпинисты считают этот способ безопасным. Тем не менее, наглядной демонстрацией я убеждён, что способ опасный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *