Рубрики
Альпинизм

Ключ на старт

Мы думали, что сильно поумнели после Barre Noire. К южному ребру Barre des Ecrins, главной вершине района, готовились основательно. Сходили к началу, разведали подход, перелаз с ледника на скалу, осмотрели мутный ход начала маршрута. Легли спать пораньше, встали в пол второго, быстро позавтракали. На подход вышли с расчётом быть на старте перед рассветом — так и получилось.

Перед закрытой частью ледника нас догнала связка, мы сильно нервничали, что нас будут угощать камнями. Оказалось, что это гид с клиентом, попустило. Местные гиды лазят очень быстро и хорошо знают гору, они успели «показать» нам оптимальный перелаз с ледника на скалу и начало маршрута.

Перелазим с ледника на скалу, светает

Мы шустро подошли по леднику. Гид с клиентом перелезли в другом месте, более удобном (как потом оказалось), чем мы разведали, мы этим воспользовались. Перелаз был довольно далеко от «книжного» старта — там ледник так протаял, что соваться в образовавшуюся бездну не было никакого смысла. Чуть выше старта было огромное каменное поле, по которому можно было легко подойти под любой участок стены. В описании маршрутов на camptocamp фотография стены с линиями маршрутов обрезана так, что ‘этого начала и не видно.

После ледника маршрут читался, мы лезли на 30-м верёвке с одновременной страховкой в ботинках. Рельеф был такой бодрый, что проснулись сразу. Прямо скажу — неприятный рельеф: течёт вода, гладкий камин на трении, бодрый-бодрый. Потом разобрался, оказывается пролезли три верёвки 4b, 5с и 5а. После трудного негде было заложиться, я пролез 15-20 метров 5а без точек и тут снизу раздались маты. Где-то заклинило верёвку, Мацек сказал, что надо подёргать. Я стоял, как корова в бомболюке — в раскорячку в вертикальном камине на трении, под ногами пустота. Ну, дёргай, чё. Мацек крепко подёргал верёвку, помогло. Вылезли на поле.

Чем выше забирались, тем больше зацепок и страховки, но разруха была везде страшная. Научился лазить, ничего не вываливая, шаталось всё, не то что гудело.

В начале маршрут петляет, обходя вертикальные бастионы

Но лазание довольно простое.

Бесконечное море скал, виден весь подход

Гид с клиентом чуть посыпали на нам камнями с вылаза на ребро. Камни шипели в воздухе по-Ушбински, знакомая сухость в горле, когда ускоряешься. У бастиона были в шесть вечера, ясно было, что на вершину до темна не успеем. Бастион — 5 верёвок, первая и последняя 5а, остальное проще. Потом ещё «долаз» — 300 метров перепада, трудным для ориентирования и не проще «основной» части маршрута. А потом спуск — 300 метров лазания по ребру (III). Трезво оценивая наши силы — полный день лазания.

Ночь в середине бастиона была ужасна. Я тратил все силы на то, чтоб не уснуть на страховке, Мацек лез свою смену от начала бастиона до полки. Полка не хотела находиться.

— Верёвка вся!

— Подойди!

— %?*№%?!!!

Я подмерзал, поэтому переобулся в ботинки, хотя рельеф был трудноват. Я не знал в какой момент одновременное лазанье стало попеременным, но держался за скалу крепко-крепко. Лез в перчатках, которые пришлось на небольшом нависании снять. Наконец, полка нашлась, даже несколько. Выбрали там, где не дует. Выше должны были быть площадки, но я готов был спать стоя, поэтому сделали станцию и расположились тут. Полусидя на косой полке. Под утро Мацек спустил в пропасть с полки большой чемодан, который медленно исчез в тишине.

Наша бивачная полка, утро

Пока мы разминали кости, вокруг были потрясающие пейзажи.

Виды утром — отвал башки

Выше нашей полки нашлась ещё одна. Там ночевала тройка франзузов, хорошо, что мы туда не полезли.

Любопытные птички прилетели смотреть где что плохо лежит

На маршруте не было особенно выраженной ключевой верёвки, да и описание было мутное. Поэтому последнюю верёвку 5а мы проскочили незаметно. Тут нас нагнали гиды с клиентами и пронеслись мимо нас, как табун лошадей. Было восемь утра. Значит они прошли то же вдвое быстрее. Но гиды с клиентами ходят специфически. Если что, то всё. Клиенты, правда, на таких маршрутах сами должны быть альпинистами с опытом.

Вылаз с бастиона

Мы ожидали, что бастион будет длинным, но получилось, что половину мы пролезли ночью в поисках полки, а утром он закончился за полторы верёвки. Так что остался «долаз». Долаз оказался не слабее бастиона, в три раза длиннее и не очень прост в плане ориентирования.

Гребень около вершины

На вершине были поздно. С вершины было ещё ого-го грести по троечному гребню до дюльфера на перевал.

Фото на вершине — всё в глазах

Вдали парковка и половина подхода, 2300 м ниже

Однако, скала гребня была хорошей, наконец-то. До перевала я не долез, потому что увидел дюльферную петлю по пути. Доложили свою. С неё доехали аккурат на тропу через бергшрунд. Дальше пешком. Вниз гребли из последних сил. Дошли до приюта и такой тупняк напал, что 15 минут не могли вход найти.

Высшая точка — вершина Бар дес Экрин, спуск на право до узкого перевала (туда дюльфер), потом по леднику

От выхода на подход (3 часа) до спуска в приют (4 часа) 45 часов. С рассвета до полуночи мы лезли: по темноте с фонарём, «традиционно» крутяк. Потом пять часов мёрзли, потом тупили. Долго. Маршрут длинный, 1300 метров набора высоты на технической части, где надо страховаться. Чтобы залезть его за один день надо весь лезть с одновременной страховкой, по сильно разрушенному рельефу.

Глобально мы ошиблись в самом начале — взяли двойную верёвку. Она была не нужна, наоборот — мешала. Пришлось шесть (!) раз перевязываться: ледник, одновременная, попеременная, снова одновременная, снова ледник и раз, чтобы распутать. Одинарная 60-ка была бы в самый раз: укоротить-удлинить, всё быстро и без перевязки. Второй не потел бы с дополнительными 3.5 кг в рюкзаке. Иногда 30 м для одновременной страховки было многовато, 25 — в самый раз.

Конец ледника Белый

Энергогели… я как-то подзабыл озвученные веломарафонщиками (Боярка 24) жалобы на то, как организм реагирует на питание энергогелями. Сутки на энергогелях (40 г/110 ккал) — это сокрушительный удар по кишечнику. Потом неделю в себя приходишь… и дополнительное обезвоживание. После 3-4 гелей нужен бутерброд/бананы и подобное. Батончики не подходят. Ещё у меня были «плохие гели» — концентрированный фруктовый сок (120 г/90 ккал), я их брал на маршруты по-проще, потому что тяжёлые. Так вот от них никаких неприятных последствий не было.

Обезвоживание. Так, наверное, никогда ещё не высыхал. На подход был литр (километровый набор), на маршрут — полтора. К вечеру вода закончилась. Утром набрал снега в бутылку, закинул изотоник, топилась на солнце в рюкзаке, с пол литра вышло. Около полудня набрал литр воды в ледниковом ручье. Всё равно, высох так, что говорить не мог. В приюте два литра воды выпил и не заметил. Из-за обезвоживания и дефицита калорий страшно тупили и медленно лезли.

На следующий день (третий), обещали осадки. На снежный купол ушло мало людей и ещё не успели спуститься. Приют был пуст. Мы спускались вниз вместе с одной-двумя связками, которые прошли тот же маршрут накануне.

Под ледником вверх по тропе карабкалось много туристов, почему-то они игнорируют прогноз погоды. Что ж, получили свою долю приключений в усиливающемся ливне.

Считаю, оба наших восхождения TD- жестяком. Но поучительным. На первом мы научились серьёзному отношению к маршрутам и выходу так, чтоб простую часть пролезть до рассвета. Всё-таки, за сутки +1900/-1900 м (Barre Noire) и +2250/-2250 м (Barre des Ecrins) —  это много . На втором — не брать двойную верёвку на маршруты, с которые нет обратного хода, и ещё много чему. Желанный Peuterey Integrale заиграл другими красками, эти уроки были необходимы.

5 ответов к “Ключ на старт”

пролезли безаварийно — уже молодцы. меня тут давеча тоже затащили в блудняк на 18 часов из лагеря в лагерь. понял что по сравнению с суточным рогейном это в нашем исполнении попроще — много стоишь, не урабатываешься в усмерть. но вот к еде-воде надо относиться тщательней. координация вылетает, на спуске по осыпям прочувствовал.
про гели верно. мы к ним на бегах таскаем мелкие колбаски, чтобы желудок занять. заодно солёненькие. бутерброды, пожалуй, лучше, но обычно лень заморачисаться.

Я всё думаю, как бы пролезть этот маршрут за световой день со своими текущими возможностями и не могу придумать.

Уверен, что могли бы выкроить 2 часа лазанья в светлое время: одинарная верёвка, системы на себя на подходе (как это делают французы), больше воды — 3 литра в кемелбек, чтоб не отвлекаться. Может тогда меньше обезвоживания получилось = выше темп во второй половине дня. И без злоупотребления гелями тоже сэкономили бы 30 минут :D Ещё на час раньше можно было бы выйти, разведанный старт очевиден, первые три верёвки тоже, потом должно светать :) Итого 3.5 часа… Успели ли бы мы долезть до вершины засветло? Возможно. Спускаться там легко — острый скальный гребень, потом мощным фонарём можно найти место для дюльфера.

Рецепт для ускорения в два раза уже знаю

1) Нормальная акклиматизация (если форма плохая, то это вдвойне важно).