Skip to main content

Верёвки разного диаметра на дюльфере

По просьбам трудящихся — пост о том, как соединять верёвки разного диаметра на дюльфере. Такой вопрос мог появиться только в голове достаточно квалифицированной, поэтому требует обстоятельно ответа.

Синопсис:

  1. Комбинацию 10 и 8 мм верёвок можно использовать на дюльфере, как обычную двойную верёвку.
  2. Применение верёвки тоньше 8 мм требует подходящего страховочного устройства и его тестирования на скалах.
  3. Разнородные верёвки могут проходить через страховочное устройство с разной скоростью и пилить дюльферную станцию.
  4. При использовании сдёргивающего репшнура дюльферяют на одинарной верёвке, замкнутой на саму себя карабином.
  5. Узлы в карабине зависят от дюльферной станции.
  6. Такие комбинации верёвок — элемент «приключенческого альпинизма», т.е., трудных/экстремальных маршрутов.
Одинарная верёвка хороша на маршрутах с пешеходным спуском

Зачем верёвки разного диаметра вообще берут? Так поступают для облегчения снаряжения и сохранения возможности дюльфера на полную верёвку на сложных или экстремальных маршрутах,обычно от 5А/TD-, либо маршрутах, на которых двойная верёвка неудобна (гребневые, маршруты, которые идут с одновременной страховкой).

Системы верёвок

Есть два интересующих нас варианта: 1) лезть на одинарной верёвке, для дюльфера добавлять жилу двойной верёвки 2) лезть на одинарной, сдёргивать 5/6 мм репшнуром. Отличие в соединении верёвок и способе дюльфера.

Одинарная верёвка / жила двойной

30 лет назад одинарные верёвки были чаще всего диаметром ~10 мм, а сдвоенные — от 8.0 мм (двойные были 8.5). Динамические верёвки диаметром 8 и 10 мм можно смело связать обычным способом (дубовым узлом) и дюльферять точно так же, как и на обычной двойной верёвке.

Прочность и поведение такого соединения тестировали. Самые известные тесты — Тома Мойера, для комбинаций 8 репшнур/11 мм динамическая верёвка в контексте спасработ в 1999 (резервный PDF), Edelrid для комбинации 8.0/10.5 мм динамических верёвок в 2002 (резервный PDF) и Black Diamond динамические верёвки диаметров 8,1 и 10,2 в середине 2000-х (резервный PDF). Динамические верёвки плывут в дубовом узле при нагрузках от 700 кг, что вполне приемлемо.

Сегодня появились верёвки по-тоньше и больше технических возможностей. Одинарная 8.5-мм Beal Opera, двойная 7.3-мм Beal Gully, 6.9-мм сдвоенная Edelrid Flycatcher. Допустимо ли их связываться дубовым узлом и дюльферять как на двойной?

На Ушбе с юга в двойке лучше двойная верёвка

Тестов прочности соединения тонких современных верёвок разного диаметра я не нашёл, думаю, их нет. Прочность дубового узла на верёвках разного диаметра можно приблизительно оценить, сравнивая соотношение диаметров верёвок из тестов. Отклонения в сторону меньшей прочности быть могут — из-за меньших радиусов изгиба верёвок, но большего проскальзывания верёвки в узлах не ожидаю.

Я сравнивал результаты тестов с парами Beal Gylly 7.3 /Beal Joker 9.1, Edelrid Flycatcher 6.9 /Beal Joker 9.1, потому что с одинарной верёвкой тоньше Джокера страшновато в горах летом и у Биля оплётка приклеенная, что безопаснее.

Верёвка 1Верёвка 2d1 / d2 Результат теста
8 репшнур11 динам. вер.0.73OK (Tom Moyer)
8.010.50.76OK (Edelrid)
8.110.20.79OK (Black Diamond)
7.39.10.80Не тестировалось
6.99.10.76Не тестировалось

С точки зрения прочности, на мой взгляд, узлы должны работать нормально.

Однако, есть большое НО. Верёвки тоньше 7.8 мм имеют недостаточное трение в традиционных страховочных устройствах (Reverso 3+/ATC Guide), а Edelrid Micro Jul не предназначен для верёвок толще 8.9 мм.

На дюльферах это означает, что 7.3-мм верёвка будет проскальзывать и выдаваться быстрее, чем 9.1-мм и если узла на конце верёвки не будет, то появляется риск улететь.

Как с этим бороться? Хорошее решение — дюльферять как в комбинации с репшнуром (способ описан ниже). Обычным способом увеличить трение верёвки в страховочном устройстве-корзинке является добавление второго карабина. Второй карабин не обязательно встёгивать в беседку, может болтаться. Для трения — только оба карабина в страховочную петлю беседки.

rappel with 2 biners.JPG
Увеличение трения верёвки в страховочном устройстве, фото отсюда

Но есть и другие варианты. Однако, это не решает проблему не одинаковой скорости верёвок в страховочном устройстве.

Резюме для комбинации одинарной верёвки с жилой двойной

Применение жилы двойной динамической верёвки для сдёргивания — очень хорошо, потому что даёт избыточность страховки: у вас есть вторая полноценная верёвка на восхождении. Второй может жюмарить при необходимости.

Верёвки можно связывать дубовым узлом, если сдёргивающая верёвка диаметром 7.8 мм или толще, то можно дюльферять как на двойной. На конце тонкой верёвки обязательно вязать узел, потому что она может выдаваться через страховочное устройство быстрее толстой, при дюльфере на всю длину верёвки, концы могут оказаться на разной высоте.

Дюльфер на очень тонких верёвках (диаметром <7.8 мм ) требует совместимого, не изношенного страховочного устройства и осторожности, особенно пока верёвка новая и скользкая — можно потерять контроль Нужно проверять на скалах перед выездом.

Область применения такой комбинации верёвок: большие горы, ломанные линии маршрутов, разрушенный рельеф, там, где необходимо переходить с техники одинарной верёвки на двойную и наоборот, если спускаться больше 10 верёвок, маршруты, на которых второму необходимо жюмарить.

При оценке преимуществ той или иной схемы, нужно сравнить все за и против. Так, по весу комбинация Beal Joker/Gully (52/36 г/м) проигрывает двойной верёвке Mammut Phoenix (8.0 мм, 42 г/м) — разница в 400 г на 50-метровом комплекте. Но если лезть в основном с одновременной страховкой или надо жюмарить, то с одинарной будет быстрее.

Одинарная верёвка / репшнур 4-6 мм

Связывать столь разнородные верёвки узлом и дюльферять как на двойной верёвке нельзя. При такой комбинации дюльферяют на основной верёвке, замкнутой карабином на саму себя через дюльферную станцию. Длина репшнура должна быть больше длины динамической верёвки, примерно 55 м для 50-м одинарной.

Если на станции есть Рапид, то на основной верёвке и сдёргивающем репшнуре вяжут петельки и встёгивают их в карабин. Это позволяет не связывать верёвки столько разного диаметра. Пецль предлагает и другие варианты, но они на мой взгляд опасные и не предназначены для сдёргивающих шнуров тоньше 7 мм.

single-rapp-method-2
Соединение основной верёвки со сдёргивающим репшнуром, если на станции есть Рапид. Картинка из каталога Petzl

Если на станции нет Рапида, а есть большой карабин, кольцо или просто петелька, то петля основной верёвки может проскочить на другую сторону и не дать сдёрнуть верёвку.

Заклинивание верёвки на станции с петлёй или большим карабином, фото отсюда

В этом случае используют другую схему. Основную верёвку соединяют с карабином стременем, а конец основной верёвки со сдёргивающей — ещё одним карабином, или узлом (надёжнее — грейпвайн).

Вариант соединения основной верёвки со сдёргивающим репшнуром, фото отсюда

Как лучше соединить 9.1 мм верёвку с 5-мм репшнуром — не знаю. Склоняюсь к соединению петель, как на картинке выше, либо карабином, потому что:

  • После каждого дюльфера верёвки надо разъединять для организации следующего (чтобы не дожидаться сдёргивания основной верёвки).
  • Два карабина легче заклинить при сдёргивании, чем один.
  • Большинство альпинистов правильно завяжут петлю встречной восьмёркой даже замёрзшими руками и в полукоматозе.

Тонкий репшнур адски путается и не очень прочный. Я бы упаковал его в мешочек (например, от спальника) или рюкзак и цеплял на беседку при дюльфере. Тонкий репшнур больно и трудно тянуть, поэтому рациональным диаметром является 5-6 мм, полезно иметь не скользкие перчатки. Не лишним может оказаться тиблок и большой карабин для сдёргивания, но тянуть следует без фанатизма, чтобы не снять оплётку (<3.5 kN для 7.5 мм сухой статики). Репшнуры с дайнемовой или кевларовой сердцевиной меньше путаются, но оплётка на них хуже держится и они дорогие.

Конец сдёргивающей верёвки при дюльфере нужно пристёгивать к себе, чтобы не пришлось возвращаться на верхнюю станцию.

Резюме для комбинации одинарной верёвки и репшнура

Репшнур для сдёргивания — самый лёгкий и компактный вариант. Тоньше, чем 5 мм брать не стоит. Однако, он обладает двумя существенными недостатками.

  1. Если верёвку заклинит, когда нижний конец ушёл, а верхний ещё не пришёл, то эту затруднительную ситуацию не описать в цензурных выражениях, потому что вы останетесь посреди стены без верёвки.
  2. Сдёргивать репшнуром — мучительно, нужны не скользкие перчатки и не помешает иметь ти-блок.

Недостатки естественным образом ограничивают область применения такой системы, она хороша для:

  • Маршрутов, которые необходимо идти с одновременной страховкой и на которых мало дюльферов. Пример: гребневые или маршруты из долины в долину с преимущественно пешеходным спуском.
  • Очень трудных маршрутов по чистому рельефу, где с одинарной верёвкой лезть легче, а заклинивание верёвки при сдёргивании маловероятно. Пример: вертикальные стены.
  • Рекордные маршруты, где таким образом снижаются другие риски (попасть в непогоду, например).

Трезвый расчёт

Современные двойные верёвки стали такими лёгкими, что подбор гибридной системы может не иметь смысла. Планируя серьёзное восхождение стоит посчитать «за» и «против».

Например, зимой для свободного лазания на микст можно взять Beal Ice Line, 78 г/м, для ледолазания — Beal Gully, 72 г/м, а для скальных маршрутов — Mammut Phoeniex, Edelrid Apus или другую подобную верёвку весом 84 г/м (цифры для двух жил). Для «быстрой тройки», (когда два вторых лезут или жюмарят на жилах двойной верёвки за первым) можно взять Beal Opera 8.5, 96 г/м, или Mammut Genesis 8.5, 94 г/м. На этих верёвках не безопасно, но реалистично жюмарить по одной жиле, Beal безопаснее за счёт приклеенной оплётки.

Вес комплекта Beal Joker 9.1 / 5-мм репшнур ~ 72.8 г/м. Подобный комплект из лёгкой одинарной верёвки более традиционного диаметра — Tendon Master 9.7 и 5-мм репшнура ~81.8 г/м. В общем случае, репшнура надо брать на 5 м больше основной верёвки, потому что она растягивается под нагрузкой.

Однако, двойные верёвки неудобны для движения с одновременной страховкой в двойке по скальному рельефу, а на верёвках тоньше 8.5 мм опасно жюмарить. Так же, тонкие верёвки легко повреждаются, поэтому если маршрут не крутой, то велик шанс её привести в негодность за одно восхождение (пример — рёбра Маттерхорна).

Вес — это не всё, всё — это скорость/удобство и безопасность. Неправильно выбранная система верёвок может превратить маршрут в каторгу (собственный пример) или русскую рулетку.

5 thoughts to “Верёвки разного диаметра на дюльфере”

  1. «Обычным способом увеличить трение верёвки в страховочном устройстве-корзинке является добавление второго карабина. Второй карабин не обязательно встёгивать в беседку, может болтаться.»
    Добавление второго карабина не встёгнутого паралельно первому уменьшает трение, а не увеличивает.

        1. Я ошибался, трение не зависит ни от диаметра верёвки ни от формы сечения карабина. Проверил с тремя верёвками и двумя типами карабинов.

  2. Из комментариев на Альпдиване:

    Если верёвки разного диаметра или жёсткости, и одна идёт в страховочном быстрее, то появляется риск перепилить дюльферную петлю.

    ==
    а еще, с таким столкнулись на дюльферах: 2 веревки разного диаметра и жесткости (степени разбитости), более толстая на сдерг. более тонкая быстрее бежала через спусковуху и фактически пыталась пилить дюльф-петлю в случае, если узел не упирается в петельку, а вынесен за перегиб..
    можно как-то «лечить» этот момент окромя вариантов выноса\удлинения самой дюльфпетли и подклинивания узла о петлю либо варианта с использованием более тонкой веревки в качестве сдерги и карабинным узлом наверху? что-то ничего в голову не приходит пока)
    ==

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

!-- Google Analytics start -->