Рубрики
Альпинизм

Дюльфер по сложному рельефу

Трудные условия – далёкие от книжных, когда нужно применять не тривиальные решения. Приведённые ситуации подразумевают спортивную двойку/тройку и двойную верёвку. Количество ситуаций может быть бесконечным, так же как и выходов из них. Ниже я привёл самые вероятные проблемы и их рациональные решения.

В поиске места под станцию в лавиноопаном кулуаре — Kaczy żleb c пер. Западные Железные Ворота (спуск под северо-восточное ребро Ганка)

Приключениям, как правило, сопутствует усталость, жажда, голод, холод или жара, плохая погода, надвигающаяся ночь, гроза, камни сверху или комбинация нескольких факторов. Первое, о чём надо позаботиться — это повысить запас надёжности.

У всех по разному получается находить правильный путь в неизвестности и собирать станции — пустите вперёд самого сноровистого. Жажда и голод притупляют мозг — начинаешь тупить и ошибаться. Если впереди сложные дюльферы, дайте первому попить и пару конфет.

Фонарик — отдельная тема. Возможность «глазом локомотива» осветить кулуар в 200 метрах ниже многое решает в ночных спусках и не раз выручала меня на зимних восхождениях. Имейте на связку хотя бы один мощный налобный светодиодный фонарь (~800-1500 люмен) и запасной аккумулятор к нему.

Вяжите схватывающий, лучше ниже спускового устройства — легче тронуться после остановки. Вам придётся многократно зависать на верёвке, чтобы её распутать/сориентироваться, сделать новую станцию, и т.п.

Постарался упорядочить сценарии по вероятности возникновения.

1. Спуск из тупика при движении вверх

Случается заблудиться и залезть в задницу — ни вверх, ни вниз, особенно часто у начинающих альпинистов.

Опасность: сорваться и поломаться/убиться.

Что делать? Чаще всего быстрее и безопаснее спуститься лазанием с нижней страховкой.

Если рельеф слишком трудный для спуска лазанием, то долезть (вверх или вниз) до места, где можно сделать дюльферную станцию и дюльферять как обычно.

Если забить крюк или повесить петельку некуда, то надо оставлять точки. Делайте станцию из них — такова цена этой ошибки. Не делайте станцию на соплях.

Если вы на двойной верёвке и выбрали меньше половины её длины от станции, то (оценив риски) можно обойтись одной оставленной точкой. Станьте в неё на самостраховку, заберите карабин, повесьте петельку схватывающего. Из жилы верёвки, на которой меньше точек страховки сделайте дюльфер, вторая жила — нижняя страховка. По мере дюльфера забираете точки (не забудьте те, из которых вытянули дюльферную жилу).

Если верёвка одинарная, или залезли далеко, то делаете нормальную дюльферную станцию и дюльферяете как обычно, оставляя на станциях то, что необходимо.

2. Дюльфер в неизвестность

При первопроходах, блужданиях, прохождении масштабных маршрутов, НС, или отступлениях, может случиться дюльферять по девственному/неизвестному рельефу.

Спуск с Кежмарского пика при плохой видимости — приключение

Опасность: нет станций, может закончиться снаряга, может не быть рельефа под станцию. В больших горах ошибка может стоить дополнительных двух-трёх дней на спуске.

Что делать? Во-первых и это главное: сделайте домашнее задание перед восхождением — изучите топологию стен горы (и другие стороны, если есть), соседние со своим маршруты, маршруты стандартных спусков, возможные пути отступления. Оба/трое, а не лидер. Во-вторых: сделайте себе перед восхождением вместе с описанием маршрута большое фото стены с вариантами спусков. В-третьих: перед началом спуска обсудите его с напарником, у него могут бы более рациональные предложения.

Дальше банальности: имейте адекватное маршруту количество расходных крючьев и репшнура, глядите по сторонам, в поисках рельефа для станции. Не пропускайте удобные места для станции во второй половине верёвки, как минимум оцените дальнейший рельеф.

3. Нет места под станцию, рельеф простой

Или рельефа для спуска километр, либо лавиноопасно. Можно сказать, что это продолжение первого пункта.

Опасность: нет страховки. В больших горах ошибка может стоить дополнительных двух-трёх дней на спуске.

Что делать? Решение зависит от того, что вас ждёт дальше.

(а) Если вы точно знаете или видите, что финиш или стандартная линия спуска рядом, или знаете, снаряжения хватит до земли, то рационально продолжить спуск.

Простой рельеф подразумевает возможность его надёжно пролезть без страховки. Можно развязать и траверсировать/спуститься лазанием к месту, где дальнейший спуск возможен. Верёвка без страховки увеличивает опасность (один сдёрнет другого при срыве).

Спуск с одновременной страховкой с Главного Менгушовецкого Пика

(б) Если рельефа километр и он простой (или лавиноопасно), то быстрее и безопаснее будет спускаться лазанием с одновременной страховкой. Дюльферять по такому неприемлемо долго. Ставить точки нужно редко, срываться нельзя. Если стало трудновато — надо менять страховку (и обсуждать с напарником). Для двойки удобно идти с 30-35 м верёвки, тройка может идти на 50-60 м.

Спуск с Хиньчового (Hińczowa Przełęcz) перевала через Малую Цубрынскую Галерею — крутой снег над 500-метровым сбросом: страховка на случай лавины

(в) Если спускаетесь лазанием без страховки и спускаться далеко, то старайтесь не находиться друг над другом, чтобы при срыве одного, он не собрал всех. На снегу/фирне, если лавинная обстановка позволяет, первый при спуске периодически делает пару шагов в сторону, чтобы тропить чуть в стороне. На скалах второму надо подождать пока рельеф уведёт первого в сторону.

(г) Если впереди перегиб кулуара в неизвестность на пол километра, явно что-то идёт не по плану – надо остановиться и обсудить с напарником не пора ли вернуться наверх, а может искать площадку для ночёвки или вызывать спасателей.

4. Нет места под станцию, рельеф в пределах онсайта вниз

Опасность: нет страховки. Как и в предыдущей ситуации, решение зависит от того, что вас ждёт дальше.

Что делать? Самое простое и безопасное решение — сделать станцию выше, где место под точки есть, возможно, в двадцати метрах над вами. Чтобы такое решение было возможным надо смотреть по сторонам во время дюльфера и примечать возможные места для станций.

Если потенциальный срыв не смертельно опасен, а земля в нескольких метрах под вами, то можно отвязаться и спуститься лазанием. Придётся развязать узлы. Последний стягивает сдёргивающий конец верёвки. Удобно развязать завязать узел на конце сдёргивающей верёвки и слазить, стягивая её спусковым устройством.

5. Косые дюльферы и дюльферы по гребню

Опасность: потерять равновесие, выполнить маятник и поломаться (или убиться).

Дюльфер по южному гребню Ушбы

Что делать? Ставить точки по мере необходимости, встёгивая обе дюльферные верёвки (дюльфер на двойной). Конец верёвок встёгивается в нижнюю станцию. Второй вытаскивает точки. Если гребень зубастый, то можно использовать рельеф в качестве точек страховки — без фанатизма, а то не сдёрнете верёвку.

6. Дюльфер по пологому разрушенному / камнеопасному рельефу

Дюльферы по пологому очень медленные, потому что верёвку не сбросишь и она путается/цепляется за рельеф.

Спуск по кулуару с маршрута Габриэля на Ушбе — хороший пример камнеопасного пологого рельефа

Опасность: не успеть куда надо вовремя, попасть под камнепад.

Что делать? Ускориться! Мы с напарником придумали следующий способ: верёвка после сдёргивания не сбрасывается (остаётся на станции) и не перебирается, узлы на концах не вяжутся. Первый сразу начинает дюльферять, второй на станции распутывает и выдаёт ему верёвку, посматривая, не летит ли чего сверху. Когда первый доехал до середины верёвки, второй аккуратно отпускает концы, на пологом рельефе верёвка лежит на рельефе, но может сдёргивать камни или заклинить (поэтому концы без узлов). Мы так дюльфернули около тридцати верёвок (два захода на гору), заклинила один раз.

7. Дюльфер со станции, которая вызывает сомнения в надёжности

Опасность: убиться при разрушении станции.

Что делать? Делайте нормальные станции! Если всё плохо – оставляйте снарягу. Камы и петли дешевле жизни.

8. Дюльфер при сильном ветре

Опасность: верёвка при сбрасывании может полететь вверх/в сторону и заклиниться, потеряете много времени и/или верёвку.

Что делать: складывать верёвку в рюкзак/шмотник, пристёгивать его на петельке к беседке, дюльферять с верёвкой. Второй вариант — сбухтовать длинными петлями верёвку на шее, сбрасывать петли по мере дюльфера. Будет путаться, но по времени приемлемо. Это долго и трудоёмко, но намного лучше заклиненной верёвки в двадцати метрах в стороне от линии дюльфера. Опасность заклинить верёвку при сдёргивании всё равно остаётся.

9. Дюльфер по нависающему рельефу/через потолок

Опасность: не дотянуться до стены в конце дюльфера, потерять время, заночевать на стене.

Что делать? Если верёвка на достаёт до стены, это видно. Ставьте точки по мере спуска в нависании или потолке пока не будете около стены. По этой причине первому на дюльфере нужно иметь страховочную снарягу.

10. Дюльфер по снегу

Опасность: нету станций.

Спуск лазанием в южный кулуар с Высокой, короткий участок снега 50-60 градусов: глубоко в пределах индивидуальных возможностей, хорошая снежная обстановка и известных характер рельефа под снегом на этом участке

Что делать? Если снег, то наверное, можно спуститься лазанием. Если слишком круто или ниже бергшрунд, можно дюльфернуть с ледорубного креста или его вариантов, снежного гриба, снежного якоря из ткани, кулька или шмотника.

Это не все возможные ситуации, но самые распространённые, можете предлагать свои варианты ситуаций и их решений.

2 ответа к “Дюльфер по сложному рельефу”

Забыл ещё одно:

Если спуск по камнеопасному месту, то на верхней станции можно завязать прусик на (сдвоенной) дюльферной верёвке, затянуть его и пристегнуть к станции. Это простая и быстрая страховка от перебития верёвки камнями и последующей катастрофы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.